Наш город Обнинск > Школа

Школа: страдать, бороться или взаимодействовать?

(1/3) > >>

Ярослава Карабаш:
9 апреля в Обнинске состоялась конференция TEDx, где я выступала как спикер с темой:

"Школа. Страдать, бороться или взаимодействовать?"

К сожалению, организаторы по сей день не опубликовали видео с конференции. Я решила пока разместить текст своего выступления. Возможно, что кому-то он будет интересен и, даже, полезен. С удовольствием отвечу на вопросы :)

Школа… Увидели? Что подумали? Давайте угадаю: «Ух ты!», «О боже!» или «Я не хочу об этом думать.»? Школа – это 11 лет: позднее детство – отрочество – ранняя юность. Важные годы. Очень важные. И как же здорово, если удается прожить их с пользой, а лучше – счастливо.

Меня зовут Ярослава Карабаш. Я – преподаватель, педагог, тренер. Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем. Я только сходила на первое сентября в первый класс, вернулась домой, позвала двухлетнюю сестру, усадила ее, дала в руки «Букварь» и сказала: «Учимся». С тех самых пор я и играю «в школу».

А еще я – мама. У меня есть замечательный сын – Паша. Конечно же, как любой родитель, я хотела и хочу дать моему сыну самое лучшее образование.

Еще только планируя отдать сына в школу, я узнала, что по Закону об образовании, родители могут выбирать форму обучения для своих детей: как в школе, так и полностью дома, а также сочетать эти формы.

К тому времени, когда сыну исполнилось 7 лет, стало ясно, что мальчик опережает по интеллектуальному развитию свой возраст. Однако, «прыгать» через класс тоже не было хорошим решением, т.к. психологического опережения не было. Решила, что в первый класс надо Пашу отправить и посмотреть, как пойдет учеба в школе.

Первые полгода учились писать прописными буквами – это был новый навык для сына, он его освоил. Во втором полугодии – заскучал. Жаловался, что на уроках ему не интересно. Учительница, в свою очередь, начала жаловаться на Пашино поведение. Я увидела, что самым полезным для всех будет перевод сына на «семейное». И уже за второе полугодие первого класса Паша только написал контрольную, диктант, сдал зачеты.

В итоге всю начальную школу и пятый класс мальчик проучился дома. Его обучение я организовала сама. Хотя, конечно, можно и преподавателей приглашать. Но мне было интересно, т.к. учительство – мое призвание. Даже если предмет - не мой основной, я просто брала, разбиралась в материале и объясняла сыну. Зря, что ли я сама в школе на одни «пятерки» училась? Хоть где-то должны же были мои знания пригодиться? Плюс сейчас, при наличии Интернета, можно найти столько замечательных учебных пособий, видеоматериалов, что только бери и занимайся.

Школьная программа у Паши отнимала немного времени, так что оставалось и на игры-прогулки, и на изучение своих любимых наук, и на чтение книг. Было много возможностей ходить на кружки и секции.

Когда Паша учился уже в 5 классе, я поняла, что пора «выходить из тени» :) Для учащихся средней школы в Обнинске есть интересные учебные заведения. Я остановила свой выбор на Физико-технической школе – «Лицей ФТШ». И уже в 5 классе сын посещал там олимпиадные школы по математике и химии. Сказал: «Хочу там учиться».

Вступительные испытания в ФТШ – в мае. Прихожу подавать заявку – неожиданное препятствие: в этом году нет набора в 6й класс. Приходите через год, говорят. Ждать еще год? Не хочется. Настроились уже. Иду к завучу. Разговариваю. Прошу посмотреть, нельзя ли найти какой-то вариант для Паши. Предлагаю пообщаться с учителями, которые работали с мальчиком на занятиях в этом году.

«Приходите через неделю. Посмотрим». Иду через неделю в школу. Волнуюсь. Я же не знаю, что учителя могли сказать. Вдруг мне скажут, что вот, сидели дома, непонятно чем занимались, к школе мальчик не адаптирован и тому подобные мысли. Но иду.

Встречает меня завуч: «У меня к вам предложение: поступайте сразу в 7 класс. Шестой сдадите экстерном, у нас, летом». Вот это поворот! Я согласилась.

Сдать 6й класс за лето было непросто. Но, благодаря его опыту самостоятельного обучения – реально.
Так и завершился этап семейного образования для Павла. 1 сентября 2014 года он пошел в школу. Это был его настоящий 1 сентября. 7й класс. Его любимый «Лицей ФТШ». Начались олимпиады. Дополнительные занятия. Любимые учителя. Сейчас Паша заканчивает 8 класс. Радуется, когда после каникул пора идти в школу.

А я рада, что, взаимодействуя со школой, смогла найти такой формат обучения, который подошел именно моему ребенку. Я не призываю ни копировать мой опыт, ни даже пытаться примерить его на себя. Все дети разные, условия у родителей разные. Я хотела рассказать, что варианты взаимодействия со школой возможны в наши дни.

За 4,5 года семейного образования у меня накопилось достаточно опыта, которым я с радостью делюсь. Мне в свое время не с кем в нашем городе было посоветоваться. Сейчас в Обнинске есть небольшое сообщество «домашников». В нем не только люди, которые уверены, что их единственный путь – это учить ребенка дома. Скорее те, кто готов активно действовать, чтобы дать детям хорошее образование плюс вырастить их уверенными в себе, успешными людьми.

Ведь, забрать ребенка из школы - далеко не единственное решение этой задачи. Иногда хорошим решением, может оказаться смена школы или класса. У меня есть реальные, живые примеры, когда именно такой переход принципиально менял ситуацию к лучшему. И это вовсе не бегство от проблем, как у нас почему-то часто считается. Хотя, в других случаях, и я тоже знаю примеры, лучшее решение – никуда не переходить, а поработать над отношениями (со школой, с учителями, с одноклассниками).
Так как же искать решение в своем случае, спросите вы? Предлагаю начинать с поиска истинной причины проблем. Это как с болезнью, есть причина и симптомы. Не пытаться лечить симптомы. Кстати, когда причина найдена, решение становится довольно очевидным. И остается только осмелиться предпринять конкретные действия. Каждый случай уникален. Нет одного рецепта для всех.

Я очень рада, что меня по жизни ведет мое призвание. Я все «играю, и играю» в школу. С моего первого 1 сентября. Вся моя деятельность - об этом. О школе. О детях. О том, что все разные. И о поиске разных подходов. О том, как учить всех вместе и каждого конкретно. Интересная задача. Непростая. Но интересная.

Я уверена, что найти свой формат обучения в школе в наши дни – это реально! И давайте, пожалуйста, помнить, что школа – не цель, а средство. Цель – это полноценная и счастливая жизнь.

Barbygirl:
Ярослава, расскажите, чем сейчас увлекается ваш сын. Какие дальнейшие планы? Спасибо.

Ярослава Карабаш:
Barbygirl, спасибо за вопрос :)

Сын сейчас увлекается химией - учась в 8 классе в этом году был призером городской олимпиады среди 9х классов, ездил на региональную олимпиаду.
Физикой тоже увлекается, много читает дополнительно к программе.
Математикой: кроме основной программы по алгебре и геометрии в ФТШ, в этом году в качестве вольнослушателя весь год посещал уроки в 10 классе по Началам анализа, писал контрольные вместе со всеми и т.д.
Биологию изучает, попросился на олимпиадную школу со старшеклассниками, с интересом посещает занятия.
А еще состоит в Калужской областной организации скаутов, участвует в мероприятиях, концертах, ездит в лагеря скаутские.
Раз в неделю берет уроки верховой езды.
Английским я с ним по мере возможности занимаюсь, хотя и меньше, чем со своими учениками, хе-хе.
Иногда вместе с нами (родителями) участвует в спортивном ориентировании.
С недавнего времени занимается в театральной студии, уже дважды играл в спектакле.

Планы? Посмотрим. Пока еще 3 года в школе учиться предстоит, есть время подумать-посмотреть. Жизнь сейчас такая динамичная, что на 3 года вперед строгие планы строить не вижу смысла. Конечно, кое-какие наметки есть.

Но пока основные планы: учиться всему, что интересно, использовать те возможности, что есть. И радоваться жизни - это обязательно! :)

PS Вы не думайте, что у нас сложностей нет и прямо вся такая "подарочная" жизнь. Жизнь - она всегда разнообразна. Просто, я предпочитаю хорошему больше внимания уделять, а с неприятностями и трудностями разбираться и тут же забывать. :)

Сотрудник:
Уважаемая Ярослава,
 встретилось тут слово ФТШ, что собственно и заставило прочитать ваше сообщение про конференцию... про то как воспитывать детей.. про домашнее обучение.. Одним словом заставило и прочитать и немножно спросить.
 Мне интересно, когда вам сын говорит что хочет после каникул в школу, он хочет побыстрее пойти в школу учиться?? Нет ли у него других причин хотеть в школу? Я всегда когда спрашиваю у детей почему они хотят в школу они говорят: потому что они хотят к друзьям, а не учиться.
 Есть ли у него друзья в школе, особенно после того как он пришел после домашнего обучения в 6 или 7 класс.
 Какие у него оценки в школе, успеваемость.. посещение олимпиад и кружков это прекрасно, а есть ли результаты?

Спасибо за вашу информацию, было бы очень поучительно для нас всех что то подчерпнуть важное и интересное.

Ярослава Карабаш:
Уважаемый Сотрудник,

Было бы здорово, если бы вы представились. Я здесь в открытую, а вы кто? У каких детей и в качестве кого вы "всегда спрашиваете", почему они хотят ли они в школу? И зачем бы вам прятаться за словами "для всех нас"? Вы какую-то конкретную группу людей представляете?

Если я пишу о том, что сын был призером городской олимпиады по химии среди 9х классов, это разве не результат?
Оценки у сына хорошие. Учиться любит. Друзья есть.

Кстати, что вы имеете в виду, когда упоминаете "результаты" в своем сообщении?

PS Про то, как "воспитывать детей" я не писала ни слова.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии