Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Брак это многолетний героически груд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей.
Бернард Шоу
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Обнинский ФЭИ – родоначальник атомного флота  (Прочитано 439 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Модератор новостей

  • Опытный родитель
  • *****
  • Сообщений: 2596
  • Старожил форума

  • Вам сказали спасибо 79 раз
В этом году, как раз в декабре, исполняется 60 лет со дня спуска на воду атомного ледокола «Ленин» – первого в мире гражданского судна с ядерной силовой установкой.

Это событие стало важной вехой в истории освоения Арктики, положило начало созданию в нашей стране единственного в мире атомного ледокольного флота.

РАБОТА ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Следует отметить, что львиную долю этой работы проводил обнинский Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского. И о том, как она проводилась, и на что был сделан упор, рассказал советник генерального директор ФЭИ, доктор технических наук, профессор Георгий Ильич Тошинский.

– Атомный флот исторически связан с нашим институтом, – отметил Георгий Ильич. – Обнинск и ФЭИ являются родоначальниками атомного подводного флота. Потому что именно в ФЭИ были построены первые в Советском Союзе ядерные энергетические установки для атомных подводных лодок. Первая – с водой под давлением, а вторая – с жидким металлом «свинец-висмут».

Работа велась сразу по двум параллельным направлениям. Как пояснил Георгий Тошинский, делалось это потому, что на момент создания этих установок не было ясности, какое из них окажется эффективнее. В одном здании размещались энергетические отсеки подводной лодки и с тем, и с другим типом реактора.

– Я занимался исследованиями ядерного реактора с жидким металлом. Но все мы, ученые, в ходе работы обменивались информацией и знали как об успехах друг друга, так и о неудачах и допущенных ошибках, потому что дело было совершенно новым. Испытания ядерных установок в наземных условиях во многом помогли предотвратить аварии в море, – рассказывает Георгий Ильич.

В итоге по ряду причин основным направлением для подводных лодок были выбраны реакторы с водой под давлением.

ИСПЫТАНИЯ НА СУШЕ ПОМОГЛИ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ НА МОРЕ

В ходе беседы с нашим журналистом Тошинский пояснил, что атомфлот – это структура, занимающаяся эксплуатацией атомных ледоколов. А ядерные установки атомных ледоколов – это модифицированные установки атомных подводных лодок. Именно поэтому экипаж первого атомного ледокола «Ленин» стажировался в Обнинске. Ученые наукограда обучали членов экипажа управлять атомным реактором.

Георгий Ильич вспоминает случай, когда во время испытаний на установке с жидким металлом произошла авария, связанная с коррозией трубопроводов первого контура с наружной стороны. Тогда вытек теплоноситель. А причина была в том, что тепловая изоляция содержала в своем составе хлориды, что во влажных условиях привело к коррозии. Как известно, влага провоцирует коррозию металла. Вскоре выяснилось, что точно такая же изоляция была применена и на атомном ледоколе «Ленин», который уже готовился к испытаниям. И тогда главный научный руководитель всей атомной энергетики Советского Союза – академик Анатолий Петрович Александров - понял, что то же самое может произойти и непосредственно на ледоколе. После чего эту теплоизоляцию заменили на новую.

Александров тогда лично приезжал в Обнинск, чтобы поблагодарить ученых, которые помогли избежать аварии на ледоколе. И сегодня очень приятно осознавать, что обнинский Физико-энергетический институт стал первопроходцем во всей этой деятельности и родоначальником атомной морской энергетики – совместно с институтом атомной энергии имени И.В. Курчатова. Атомный подводный флот берет свое начало в нашем городе.

Сегодня перед атомфлотом стоят новые задачи, строятся и проектируются атомоходы следующих поколений, но все помнят, как это начиналось. Атомный ледокол «Ленин» продемонстрировал всему миру, что эксплуатация гражданского судна с ядерной энергетической установкой может быть эффективной и безопасной. Сегодня Росатомфлот готовится к приемке универсальных атомных ледоколов уже более современных проектов. Они технически совершенны и отвечают запросам времени. Но своим появлением эти суда обязаны ледоколу «Ленин».

Источник: Obninsk.Name

 







Аренда на форуме