Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!
Джон Рескин
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Основные принципы системы Никитиных  (Прочитано 6793 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кнопочка

  • Администратор
  • Я – легенда
  • *****
  • Сообщений: 17346

  • Вы сказали спасибо 4170 раз
  • Вам сказали спасибо 5089 раз
Основные принципы системы Никитиных

То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.
Как рождаются способности?
Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него уже среди игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее – тоже не по годам.
Сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации. Как этого добиться?
Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети во многих семьях.
Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка.
Вместе с детьми
Что нужно для того, чтобы ребенок взялся за дело, занимался им увлеченно и добился результата?
Общая работа или просто работа рядом – это обязательный интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общая радость, когда получилось хорошо, короче, это общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.
Еще очень важное: мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить.
Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи стараемся не упрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся на похвалу.
Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности.
Какая может быть перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию тем, что ему интересно, и столько, сколько сам хочет. Лучший отдых – это перемена занятий, а для наших ребят это не проблема: возможностей для такой перемены очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Эти непринужденность, раскованность очень приближались к игровой. При этом мы старались учить малышей радоваться успеху другого так же, как своему.
Предоставив своим детям максимум свободы, мы избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам, которые оказываются куда примитивнее и скучнее, чем их насыщенная разнообразной деятельностью домашняя жизнь.

Б.П.Никитин, Л.А.Никитина

Оффлайн Svetlaya

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 378

  • Вы сказали спасибо 43 раза
  • Вам сказали спасибо 44 раза
Re: Основные принципы системы Никитиных
« Ответ #1 : 07 Июля 2010, 11:34:35 »
Эту систему, я тож изучала и многое брала от них для Артемки...  Вплане то что я раскидвала мякиши с буквами, когда Артемка тока ползать начинал... соствественно так зрительно буквы запоминал, даже я ниче не называла... и т.д. Сейчас вон в Айсберге на втором этаже в отделе игрушек напротив газет, навезли им кубики по системе никтиных и к ним Альбом, мне очень понравилось..

Оффлайн Кнопочка

  • Администратор
  • Я – легенда
  • *****
  • Сообщений: 17346

  • Вы сказали спасибо 4170 раз
  • Вам сказали спасибо 5089 раз
Re: Основные принципы системы Никитиных
« Ответ #2 : 08 Июля 2010, 14:36:44 »
Мне вообще очень нравится тот киоск. Там очень много полезных и развивающих игр. Продавщица очень грамотная, всегда подсказывает, что нужно на какой возраст. Во что и как нужно играть. Скидки делает часто.

Оффлайн Katyam

  • Решил остаться
  • *
  • Сообщений: 33
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 8 раз
  • Вам сказали спасибо 3 раза
Re: Основные принципы системы Никитиных
« Ответ #3 : 07 Апреля 2013, 22:04:41 »
А есть книга в электронном варианте, чтобы поподробнее ознакомиться, чем именно они занимались с детьми? Спасибо

Оффлайн SBO

  • Опытный родитель
  • *****
  • Сообщений: 2412
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 1828 раз
  • Вам сказали спасибо 633 раза
Re: Основные принципы системы Никитиных
« Ответ #4 : 25 Сентября 2017, 20:32:37 »
Интересно посмотреть примеры помещений, обустроенных согласно идечм Никитиных  8)

 







Аренда на форуме