9 апреля в Обнинске состоялась конференция TEDx, где я выступала как спикер с темой:
"Школа. Страдать, бороться или взаимодействовать?"К сожалению, организаторы по сей день не опубликовали видео с конференции. Я решила пока разместить текст своего выступления. Возможно, что кому-то он будет интересен и, даже, полезен. С удовольствием отвечу на вопросы Школа… Увидели? Что подумали? Давайте угадаю: «Ух ты!», «О боже!» или «Я не хочу об этом думать.»? Школа – это 11 лет: позднее детство – отрочество – ранняя юность. Важные годы. Очень важные. И как же здорово, если удается прожить их с пользой, а лучше – счастливо.
Меня зовут Ярослава Карабаш. Я – преподаватель, педагог, тренер. Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем. Я только сходила на первое сентября в первый класс, вернулась домой, позвала двухлетнюю сестру, усадила ее, дала в руки «Букварь» и сказала: «Учимся». С тех самых пор я и играю «в школу».
А еще я – мама. У меня есть замечательный сын – Паша. Конечно же, как любой родитель, я хотела и хочу дать моему сыну самое лучшее образование.
Еще только планируя отдать сына в школу, я узнала, что по Закону об образовании, родители могут выбирать форму обучения для своих детей: как в школе, так и полностью дома, а также сочетать эти формы.
К тому времени, когда сыну исполнилось 7 лет, стало ясно, что мальчик опережает по интеллектуальному развитию свой возраст. Однако, «прыгать» через класс тоже не было хорошим решением, т.к. психологического опережения не было. Решила, что в первый класс надо Пашу отправить и посмотреть, как пойдет учеба в школе.
Первые полгода учились писать прописными буквами – это был новый навык для сына, он его освоил. Во втором полугодии – заскучал. Жаловался, что на уроках ему не интересно. Учительница, в свою очередь, начала жаловаться на Пашино поведение. Я увидела, что самым полезным для всех будет перевод сына на «семейное». И уже за второе полугодие первого класса Паша только написал контрольную, диктант, сдал зачеты.
В итоге всю начальную школу и пятый класс мальчик проучился дома. Его обучение я организовала сама. Хотя, конечно, можно и преподавателей приглашать. Но мне было интересно, т.к. учительство – мое призвание. Даже если предмет - не мой основной, я просто брала, разбиралась в материале и объясняла сыну. Зря, что ли я сама в школе на одни «пятерки» училась? Хоть где-то должны же были мои знания пригодиться? Плюс сейчас, при наличии Интернета, можно найти столько замечательных учебных пособий, видеоматериалов, что только бери и занимайся.
Школьная программа у Паши отнимала немного времени, так что оставалось и на игры-прогулки, и на изучение своих любимых наук, и на чтение книг. Было много возможностей ходить на кружки и секции.
Когда Паша учился уже в 5 классе, я поняла, что пора «выходить из тени»
Для учащихся средней школы в Обнинске есть интересные учебные заведения. Я остановила свой выбор на Физико-технической школе – «Лицей ФТШ». И уже в 5 классе сын посещал там олимпиадные школы по математике и химии. Сказал: «Хочу там учиться».
Вступительные испытания в ФТШ – в мае. Прихожу подавать заявку – неожиданное препятствие: в этом году нет набора в 6й класс. Приходите через год, говорят. Ждать еще год? Не хочется. Настроились уже. Иду к завучу. Разговариваю. Прошу посмотреть, нельзя ли найти какой-то вариант для Паши. Предлагаю пообщаться с учителями, которые работали с мальчиком на занятиях в этом году.
«Приходите через неделю. Посмотрим». Иду через неделю в школу. Волнуюсь. Я же не знаю, что учителя могли сказать. Вдруг мне скажут, что вот, сидели дома, непонятно чем занимались, к школе мальчик не адаптирован и тому подобные мысли. Но иду.
Встречает меня завуч: «У меня к вам предложение: поступайте сразу в 7 класс. Шестой сдадите экстерном, у нас, летом». Вот это поворот! Я согласилась.
Сдать 6й класс за лето было непросто. Но, благодаря его опыту самостоятельного обучения – реально.
Так и завершился этап семейного образования для Павла. 1 сентября 2014 года он пошел в школу. Это был его настоящий 1 сентября. 7й класс. Его любимый «Лицей ФТШ». Начались олимпиады. Дополнительные занятия. Любимые учителя. Сейчас Паша заканчивает 8 класс. Радуется, когда после каникул пора идти в школу.
А я рада, что, взаимодействуя со школой, смогла найти такой формат обучения, который подошел именно моему ребенку. Я не призываю ни копировать мой опыт, ни даже пытаться примерить его на себя. Все дети разные, условия у родителей разные. Я хотела рассказать, что варианты взаимодействия со школой возможны в наши дни.
За 4,5 года семейного образования у меня накопилось достаточно опыта, которым я с радостью делюсь. Мне в свое время не с кем в нашем городе было посоветоваться. Сейчас в Обнинске есть небольшое сообщество «домашников». В нем не только люди, которые уверены, что их единственный путь – это учить ребенка дома. Скорее те, кто готов активно действовать, чтобы дать детям хорошее образование плюс вырастить их уверенными в себе, успешными людьми.
Ведь, забрать ребенка из школы - далеко не единственное решение этой задачи. Иногда хорошим решением, может оказаться смена школы или класса. У меня есть реальные, живые примеры, когда именно такой переход принципиально менял ситуацию к лучшему. И это вовсе не бегство от проблем, как у нас почему-то часто считается. Хотя, в других случаях, и я тоже знаю примеры, лучшее решение – никуда не переходить, а поработать над отношениями (со школой, с учителями, с одноклассниками).
Так как же искать решение в своем случае, спросите вы? Предлагаю начинать с поиска истинной причины проблем. Это как с болезнью, есть причина и симптомы. Не пытаться лечить симптомы. Кстати, когда причина найдена, решение становится довольно очевидным. И остается только осмелиться предпринять конкретные действия. Каждый случай уникален. Нет одного рецепта для всех.
Я очень рада, что меня по жизни ведет мое призвание. Я все «играю, и играю» в школу. С моего первого 1 сентября. Вся моя деятельность - об этом. О школе. О детях. О том, что все разные. И о поиске разных подходов. О том, как учить всех вместе и каждого конкретно. Интересная задача. Непростая. Но интересная.
Я уверена, что найти свой формат обучения в школе в наши дни – это реально! И давайте, пожалуйста, помнить, что школа – не цель, а средство. Цель – это полноценная и счастливая жизнь.