Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Когда бутерброд падает на пол маслом вниз, спросите, кто обычно это все убирает?
Неизвестный
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Обнинский ФЭИ – родоначальник атомного флота  (Прочитано 446 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Модератор новостей

  • Опытный родитель
  • *****
  • Сообщений: 2596
  • Старожил форума

  • Вам сказали спасибо 79 раз
В этом году, как раз в декабре, исполняется 60 лет со дня спуска на воду атомного ледокола «Ленин» – первого в мире гражданского судна с ядерной силовой установкой.

Это событие стало важной вехой в истории освоения Арктики, положило начало созданию в нашей стране единственного в мире атомного ледокольного флота.

РАБОТА ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Следует отметить, что львиную долю этой работы проводил обнинский Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского. И о том, как она проводилась, и на что был сделан упор, рассказал советник генерального директор ФЭИ, доктор технических наук, профессор Георгий Ильич Тошинский.

– Атомный флот исторически связан с нашим институтом, – отметил Георгий Ильич. – Обнинск и ФЭИ являются родоначальниками атомного подводного флота. Потому что именно в ФЭИ были построены первые в Советском Союзе ядерные энергетические установки для атомных подводных лодок. Первая – с водой под давлением, а вторая – с жидким металлом «свинец-висмут».

Работа велась сразу по двум параллельным направлениям. Как пояснил Георгий Тошинский, делалось это потому, что на момент создания этих установок не было ясности, какое из них окажется эффективнее. В одном здании размещались энергетические отсеки подводной лодки и с тем, и с другим типом реактора.

– Я занимался исследованиями ядерного реактора с жидким металлом. Но все мы, ученые, в ходе работы обменивались информацией и знали как об успехах друг друга, так и о неудачах и допущенных ошибках, потому что дело было совершенно новым. Испытания ядерных установок в наземных условиях во многом помогли предотвратить аварии в море, – рассказывает Георгий Ильич.

В итоге по ряду причин основным направлением для подводных лодок были выбраны реакторы с водой под давлением.

ИСПЫТАНИЯ НА СУШЕ ПОМОГЛИ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ НА МОРЕ

В ходе беседы с нашим журналистом Тошинский пояснил, что атомфлот – это структура, занимающаяся эксплуатацией атомных ледоколов. А ядерные установки атомных ледоколов – это модифицированные установки атомных подводных лодок. Именно поэтому экипаж первого атомного ледокола «Ленин» стажировался в Обнинске. Ученые наукограда обучали членов экипажа управлять атомным реактором.

Георгий Ильич вспоминает случай, когда во время испытаний на установке с жидким металлом произошла авария, связанная с коррозией трубопроводов первого контура с наружной стороны. Тогда вытек теплоноситель. А причина была в том, что тепловая изоляция содержала в своем составе хлориды, что во влажных условиях привело к коррозии. Как известно, влага провоцирует коррозию металла. Вскоре выяснилось, что точно такая же изоляция была применена и на атомном ледоколе «Ленин», который уже готовился к испытаниям. И тогда главный научный руководитель всей атомной энергетики Советского Союза – академик Анатолий Петрович Александров - понял, что то же самое может произойти и непосредственно на ледоколе. После чего эту теплоизоляцию заменили на новую.

Александров тогда лично приезжал в Обнинск, чтобы поблагодарить ученых, которые помогли избежать аварии на ледоколе. И сегодня очень приятно осознавать, что обнинский Физико-энергетический институт стал первопроходцем во всей этой деятельности и родоначальником атомной морской энергетики – совместно с институтом атомной энергии имени И.В. Курчатова. Атомный подводный флот берет свое начало в нашем городе.

Сегодня перед атомфлотом стоят новые задачи, строятся и проектируются атомоходы следующих поколений, но все помнят, как это начиналось. Атомный ледокол «Ленин» продемонстрировал всему миру, что эксплуатация гражданского судна с ядерной энергетической установкой может быть эффективной и безопасной. Сегодня Росатомфлот готовится к приемке универсальных атомных ледоколов уже более современных проектов. Они технически совершенны и отвечают запросам времени. Но своим появлением эти суда обязаны ледоколу «Ленин».

Источник: Obninsk.Name

 







Аренда на форуме