Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Объятия ребенка могут согреть твое сердце и наполнить добром душу.
Неизвестный
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 46583 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ.
Я пришла хвастаться и радоваться. У меня два призера: 3 и 5 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку, то есть 3 и 5 места по городу Обнинску среди учеников 11 класса.

Два ученика, которые у меня занимаются с 5 и 6 классов. Всегда учили английский "для себя", олимпиады никогда не были целью: песни, фильмы, клуб, игры, истории писали, вот это все было главным. А теперь пришло время готовиться в вузы, ребятам понадобились ЕГЭ и олимпиады заодно, если получится. И вот))

Будем готовиться к региональному этапу.
От души поздравляю парней и их родителей!

Вам сказали спасибо Darya, Kate

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
ЗАРИСОВКА С УРОКА. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Занятие в паре. Третьеклассницы. Делаем разные задания. Пока делаем, отмечаю, что одна ученица явно путает при прочтении b и d.

Это довольно типичная ошибка для наших детей, да и взрослых. Раньше не было так явно заметно, а сегодня я поняла, что "само" это не уйдет, наоборот: если ничего не сделать, то мозг так и будет путать эти две буквы и закреплять этот паттерн путаницы. Это уже моя экспертность увидеть: когда надо вмешиваться, а когда не надо, потому что встанет само.

Прошу закончить задание и предлагаю задачку: нужно помочь девочке не путать эти две буквы. Придумать способ, легкий и действенный, который позволит это сделать.

Девочки озадачены.
- Не знаем, - говорят.
- Конечно не знаете. Его надо изобрести. Вы сейчас вдвоем будете это делать.

Девицы мои задумываются, что-то начинают предлагать, но сразу же подвергают свои собственные идеи критике.

Понимаю, что нужно знакомить с идеей мозгового штурма.
- Вам сейчас нужно придумать не меньше пяти любых идей (пока ввожу ограничение, так как они маленькие, так им будет проще). Вообще любых, разных. Коротко их записывайте, чтобы не забыть. Но не оценивайте пока. А потом, когда уже идеи будут, посмотрите, что из них на ваш взгляд будет лучше работать.

Оживились. Работа закипела. Сидят в зуме, обсуждают, что-то записывают. Я слушаю и понимаю, что уже одно только это обсуждение, с фиксацией внимания на различении b и d может помочь моей ученице не путать их потом при чтении. Ай да я!

Под конец и идеи появились интересные. Только я их не расскажу)) Хотите - пишите свои варианты)

В итоге я предложила пока считать работу сделанной. Если в дальнейшем еще эта проблема всплывет - вернемся к этим идеям. Если уже мозг озаботился различением, то больше не потребуется. Это жизнь покажет.

Это я им еще свой способ не рассказала. Хорошо иметь карту в рукаве 😉

Вам сказали спасибо Kate

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
КАК УЧИТЬСЯ БЕЗ ОЦЕНОК?

Та учеба, которая про построение через учебный процесс себя, несовместима ни с пятерками, ни с двойками, ни с похвалой и негативной оценками их заменяющими. Сюда же наклейки, призы и прочие бейджи.

- Но как же тогда человек узнает, что он делает правильно или нет?
- А с чего же человек захочет учиться, если его не вознаграждать?
- А вдруг, если не ставить плохих оценок, человек не станет ничего делать?
Все эти вопросы имеют смысл, когда мы говорим про обучение, которое нужно кому-то внешнему, не самому человеку. И когда мы так думаем, мы озвучиваем идею, что человек по природе своей учиться не хочет, а хочет лежать под пальмой и есть бананы. А все остальное - лишний напряг и возможно только под принуждением.

Я точно знаю, что существуют люди, которые хотят учиться и затем что-то делать для мира, не потому, что их заставили, а потому что у них есть внутреннее движение так делать, так жить. Именно с ними мне и интересно, и получается работать к взаимному удовольствию и радости.

И этим людям маяком служит не внешняя оценка, а ощущение гармонии. Правильное произношение, красивая фраза, красивое решение задачи, красивое движение - в них есть легкость, гармония, радость. Такие решения - сами по себе радость и награда.

И больше ничего не нужно.

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
СОСТОЯНИЕ "Я В ПОРЯДКЕ" И УЧЕБА. ЭЛЕМЕНТЫ ЭОТ.
Сложно, очень сложно учиться тем учащимся, детям или взрослым - не важно, у которых есть фоновая тревога "а вдруг со мной не все порядке? а вдруг я не достаточно хороша?"
Снова занимаемся в паре. У одной ученицы очень явно есть такая тревога, у другой - нет.

Одна фиксируется на внешних достижениях: похвала, оценка и делает все, что в его силах, чтобы себе эту похвалу или оценку раздобыть. Ну потому что важно это для человека. Очевидно, что тревога эта связана со страхом отвержения, если вдруг он не в порядке или не хорош.


Другая с базовым ощущением "я в порядке", английский и наши занятия ей нравятся, и человек может спокойно брать то, что получается, ошибаться, думать снова, пробовать, слышать мои замечания и не разрушаться от них, а извлекать из них пользу.

Сегодня на уроке был разбор сложного первой ученицы задания. И вот девочка моя, у которой фокус на "а вдруг со мной что-то не так?" прямо видно как переживает, пользы уже от разбора задания никакой, потому что не о задании она сейчас думает.

Тогда я назвала это состояние: "У тебя бывают сомнения в порядке ли ты, хороша ли ты, да?"- названное теряет половину силы. Мы обсудили оба состояния, и деструктивное и здоровое. А затем я предложила второй девочке поделиться, передать свое состояние первой. Она сначала пыталась объяснить, но это сложно, да и не нужно описывать словами.

- Ты отправь посылку, - говорю.
- О, я сейчас письмо отправлю, - говорит она.

Что-то как бы пакует в конверт и куда-то под экран передает (мы в Zoom занимается). Вторая берет у себя из-под экрана.
- Забирай в себя, - говорю.

Девочка то, что получила в письме кладет в рот и "ест".
- Ну как, - говорю, - чувствуешь новое состояние?
- Да, - говорит и улыбается. Состояние поменялось, плечи расправились.

Мы спокойно продолжили работать, много еще хорошего успели сделать. С пользой для учениц. И с удовольствием.

А я в очередной раз говорю спасибо ЭОТ - это благодаря моей учебе и практике я могу делать такие полезные штуки с учениками. Если они не против. 

Вам сказали спасибо Kate

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
КАК Я УЧИЛА АНГЛИЙСКОМУ СВОЕГО СЫНА.

В одной группе некоторое время назад спросили, у кого есть успешный опыт занятий со своими детьми. А то, де, не получается их вовлечь, чтобы язык стал частью их, детской жизни. И это при том, что родители сами язык знают, используют и так далее.

Я несколько удивилась, как может мой личный опыт помочь, но написала:
"У меня есть успешный опыт вовлечения в язык моего сына с 6 лет. Из этого опыта и выросло потом мое преподавание английского как профессия. Но начинала я сама как любитель.

Сначала я отправила сына в языковую школу в Обнинске, но очень быстро поняла, что ничего полезного для него там не получается. То есть: деньги платим, занятия идут, но вот этого самого вовлечения в язык не происходит.

А потом случилась счастливая встреча в нашем Белкинском парке с давней знакомой, преподавателем английского, которую я всегда очень уважала и восхищалась профессионализмом, Klara Kaufman. Просто разговаривали, я сказала, что вот, отправила Пашу на английский, но что-то как-то не очень. На что Клара Исааковна сказала, чтобы я забирала его оттуда, брала ее учебник - оказалось, что к этому времени Клара Исааковна с дочерью Марианной Юрьевной начали писать линейку учебников для школ. Сказала: "Приходи, дам учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и диск с аудиозаписями. Сама занимайся!" Это было как благословение)

Мы в 6 лет сына взяли стартовый учебник Happy English.ru, на тот момент это был учебник для 5го класса первого года обучения - да-да, было время, когда английский учили с 5го класса) И я стала с сыном играть, что вот Я учу английский язык. Каждый вечер в одно и то же время в течение часа я выполняла с азартом и интересом упражнения из учебника, пела песенки, писала в рабочей тетради, читала предложения и тексты. Как бы невзначай предлагала сыну присоединиться. Он, к моей радости, быстро втянулся и дальше мы делали все на пару. Я умею учиться с азартом и интересом и уже кое-что понимала про то, на что откликается мой сын. Вот из таких посылок родился такой способ. Он был очень живой и искренний."

Мне под этим комментарием написали, что я супер-мама. С одной стороны приятно, конечно, с другой это говорит о том, что то, что для меня было естественно и очевидно, если я хочу ребенка научить, то это вот так - совсем неочевидно для родителей. Они хотят, чтобы ребенок сам хотел заниматься тем, что они, родители, считают полезным. Оно и так-то не всегда получается - это мне, конечно, повезло, что интерес сына случился. Мог и не.

Что было еще. Под песенки для учебника - а песни там прекрасные - сын потом просто играл, прыгал на мяче - просто жил. Потом было много всякого: была год группа из 4х человек в 4 классе. С чаепитиями на каждом занятии, инсценировками и играми. К концу 4 класса были пройдены 3 времени группы Simple, после чего сын сказал, что хочет разобраться в остальных временах. Благо у меня были учебника Happy English.ru до 11 класса - спасибо Кларе Исааковне! Паша брал их, искал темы про времена и читал объяснения, что-то еще делал - я не знаю точно что, это был его процесс. Но про времена он, по-моему, знает больше, чем я иногда))

Я системно больше с сыном не занималась - просто говорили по-английски иногда вместо русского, фильмы я смотрела - он рядом усаживался, а потом и себе стал включать. Иногда брал почитать какую-то книжку на английском. Ко мне попозже ходил в разговорный клуб, иногда я просила побыть парой кому-то из учеников для игры или разговора. Ходил в отличный разговорный клуб для подростков к Ольга Зродникова. К старшим классам школы английский стал скорее частью жизни, чем предметом для изучения, так как основной интерес был в математике, химии, физике.

В вузе в прошлом году был курс по математическому предмету (их так много, что я названий не запоминаю) на английском. Сказал, что с пониманием с точки зрения языка проблем нет. При этом нет, у сына не супер-английский, так как прямо сейчас он его мало использует. Но база, дружественное отношение к языку (если так можно выразиться), готовность перейти на английский, если нужно - все это есть.

В этом году у них в Вышке был экзамен по английскому в формате IELTS. Сложный. Знаю, что многие берут репетиторов, чтобы его сдать. Сын, к моему сожалению, готовился совсем мало - сказал, что формат экзамена ему не нравится, что он когда много им занимается, перестает любить английский. А любовь, конечно же, на первом месте. Поэтому я уж смирилась, и только переживала сдаст ли он с такой подготовкой. На прошлой неделе пришел результат - сдал на 7 из 10 - у них своя система оценки в ВШЭ, не из 9 баллов, как стандартный IELTS. Лучше всего чтение, но и восприятие на слух, письмо и говорение выше среднего. Почти без подготовки. Если бы у меня ученики так готовились - я бы их просто отчислила)

В общем, рецепт простой: любовь к языку, учебе, ребенку, и может случиться хороший результат. Но может и нет)

Вам сказали спасибо Женечка, Darya

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
НОВЫЙ ФОРМАТ ВСТРЕЧ: "Разговор об английском и/или на английском".

"Языку не обучаются, им овладевают. Это не learning, а acquisition. Потому что никто никого не учит, он как бы сам..." - Татьяна Черниговская, лекция "Язык и мозг", YouTube 27.04.21 4:57

Недавно ученица - маленькая, третьеклассница, задала гениальный вопрос:
- Давно, - говорит, - про это думаю. Уже всех своих взрослых спросила, никто не ответил.
Я заинтригована.
- Вот смотрите: когда мы слышим как говорят на русском языке, то мы понимаем, что говорят. А когда мы слышим как говорят на английском языке или другом незнакомом языке, то мы слышим просто набор звуков. И у меня вопрос: как так получится, что вот этот набор звуков станет понятным?

То, что я ей ответила - был ответ именно этому ребенку. И пока он был неполный. Скорее, я теперь буду опираться на этот вопрос девочки при работе с ней и показывать ей как то, что мы делаем на занятиях приближает ее к этому самому переходу от набора звуков к понятной речи.

А еще я в восторге. Вот такой вопрос - признак того, что у человека получится. Пока ей интересно такое про язык - все будет происходит верно и все получится. Так, как ей нужно)

Знаете, многие взрослые об этом не задумываются. И пребывают в иллюзии, что выполнение заданий по учебнику приведет их к вот этому самому превращению набора звуков в понятную речь. Ну и к производству этой речи тоже приведет. А дело не в самих упражнениях. А в том, что происходит в мозге в то время, пока человек эти упражнения делает. Именно поэтому одни люди, в итоге, овладевают языком, а другие нет.

Я предлагаю такой формат встреч со мной "Разговор об английском и/или на английском". Длительность встречи 60 мин. Стоимость 3000 руб. Время согласуем в переписке. Онлайн в Zoom или в скайпе. Вопросы - любые, связанные с английским языком:
- почему не удается овладеть;
- проговорить свои печали и боли;
- задать вопросы, на которые, как у той девочки, так никто и не ответил, а, может быть, не приходило в голову и задавать, а они есть и ждут ответа;
- можно просто час разговаривать на английском на любые интересные вам темы;
- можно получить от меня подтверждение того, что вы уже можете - есть у меня кейсы, когда люди уходят с таких встреч с гораздо лучшим мнением о своем английском, чем они думали. И это очень духоподъемно;
- можно обсудить поиск преподавателя - многим не удается найти преподавателя или школу под их запрос;
- все, что еще вы хотите обсудить со мной про вас и английский язык.

Пожалуйста, пишите в личные сообщения или в WhatsApp+79109139568

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
ВАЖНО, ЧТОБЫ У ЧЕЛОВЕКА БЫЛ ТОТ, КТО МОЖЕТ ЕГО ОБНЯТЬ

Сегодня был первый урок после Нового года. Группа очно. Камерно, неспешно, включаемся после праздников. В Обнинске у детей еще каникулы, они расслаблены и такие домашние, спокойные. Среди занятия возникло обсуждение того, как это мы в родном языке многих особенностей не замечаем. Например того, как слово имеет разные значения. Мы же говорим и понимаем без проблем. И как мы этому научились? Или не учились и оно само?

Одна девочка говорит:
- А я не помню, чтобы многим вещам я училась. Некоторым помню, родители учили. А некоторые как бы сами собой.
- Можешь привести пример? - спрашиваю.
- Например, я помню как меня учили ходить. А вот бегать и прыгать - не помню, чтобы учили, но я это потом раз, и умею.

Рассказала детям про обучение через подражание. Про детей-маугли, которые выросли подражая волкам, а не людям. И о том, что, получается, мы выучились многому просто подражая. Подражая тем, кто о нас заботился, растил.

- А почему тогда у хороших, воспитанных родителей бывают невоспитанные дети? - спрашивает одна девочка.

О-хо-хо, вот ни разу не простой вопрос, правда?

- Да много может быть причин. Все не так просто. Во-первых, ребенок еще растет, он не взрослый человек. Судить о том, грубый он или воспитанный будет можно только, когда он сам станет взрослым.

Во-вторых, у ребенка могут быть причины грубить, драться, быть злым. И причиной может быть то, что ему некому поплакать и прийти обняться, когда ему плохо, грустно, больно. Это очень важно, чтобы у ребенка, да и не только у ребенка, был такой человек.

- А он не вырастет тогда маменькиным сынком? Избалованным и капризным?

- Нет, не от этого вырастают избалованные и капризные дети. И это еще одна большая тема. Мы сегодня про это не успеем, - но себе замечаю, что как-нибудь, при случае, коснемся и этой темы.

Еще некоторое время говорим о том, как важно, чтобы в печали и боли было к кому прислониться, с кем обняться. О том, что когда человек уверен, что ему всегда есть к кому прийти со своей болью,
становится уверенным и спокойным - это уже девочка-четвероклассница сказала. И она же сказала, что человек, которого отвергают, не дают ему этой теплой поддержки, становится холодным и отстраненным.
 
Недолго говорили, но погрузились как-то очень правильно. Было ощущение глубокого, осмысленного разговора. Важного.

А потом продолжили делать задания по английскому.

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
КОГДА УРОК ИДЕТ НЕ ПО ПЛАНУ

Эти январские дни какие-то еще сказочно-загадочные, на Руси это время святок. И учеба у нас в группе сегодня пошла не по плану внезапно. Я же ловлю настроения, и, слава богу, могу позволить себе быть спонтанной на уроке.

Девочки заходят ко мне домой, садятся за стол, приветствуют друг друга по-английски. Предлагаю продолжать общаться. Заходит наш третий участник, мальчик, присоединяется. Детям через пару минут становится непросто, но это-то нормально для их уровня языка и опыта общения. Всячески подбадриваю и подсказываю как можно продолжать.

Рассказываю идею small talk, что главное - доброжелательная и приятная атмосфера во время беседы. Девчонки обменялись комплиментами по поводу одежды. Уточняли как будет "кольцо" по-английски. Мальчик наш спрашивает: "А вы "Lord of Rings" читали?" (ну он-то по-английски спросил). А девочки-то и не слышали такого названия ни по-русски, ни по-английски, или слышали, но без понятия о чем это.
И снова я поддалась своему внутреннему ощущению, нашла на ororo первый фильм "Lord of Rings", включила. Комната наполнилась атмосферой сказки и приключений. Чувствую, дети включены. Позвала поставить стулья перед экраном, включила русские субтитры, сели смотреть.

Кстати, мы отлично пользуемся таким способом: смотреть с русскими субтитрами и разбирать, что сказали актеры - отличная практика. Я иногда, когда слышу подходящую для них фразу, ставлю на паузу и прошу сказать, что сейчас прозвучало по-английски. Дети включаются в игру, вслушиваются. Но делаю это не очень часто, чтобы удовольствие от фильма не терялось, но и не очень редко, чтобы тот самый набор звуков, про который меня спрашивала девочка-ученица недавно, превращался для моих учеников в связную осмысленную речь.

Посмотрели достаточный кусочек, чтобы заинтересовать детей. Задавать - не задаю, но если захотят - посмотрят потом дома. Потихоньку приучаю. Незаметно. Считаю самым лучшим результатом своей работы, когда мои ученики смотрят, слушают, читают на языке что-то по собственной инициативе.

А потом случаются чудеса, как у меня на предновогоднем уроке. Один мальчик-одиннадцатиклассник спрашивает другого во время такой же свободной беседы на английском, смотрел ли он уже речь королевы Елизаветы II? Потому что он уже посмотрел, послушал. А я не задавала. Но сколько лет мы с ними вот такое разное про английский, на английском, оригинальные видео, фильмы, игры и прочее делали и вот, надо же, у него ЕГЭ, между прочим, в этом году, а он речь королевы посмотрел. Вот)

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
ЭОТ (эмоционально-образная терапия) ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБЕ

Урок в очной группе. Ученица, которой я, между занятиями английским, помогла освоиться и обрести уверенность с алгеброй 7 класса в прошлой четверти, говорит:

- Хочу рассказать интересное. Меня учительница по математике сегодня спрашивает, почему я отвечаю правильно, но звучу так неуверенно, как будто ничего не знаю. А я, и правда, думаю, почему?

- И как ты думаешь, почему? - возвращаю вопрос.

- Наверное потому, что я же до этого не понимала, и я помню как я не понимала и чувствовала себя растерянно, - отвечает.

- То есть, как бы есть ты, которая понимает задания и есть часть тебя, которая знает, что ты ничего не понимаешь, все очень сложно и все как в тумане?

- Ну да. И из-за этого я сначала решаю правильно, потом думаю, что, наверное, это неправильно, все перечеркиваю, пытаюсь перерешать и делаю с ошибками, - задумывается. - Может быть, нужно себе напоминать, что я уже знаю и постепенно все так и станет.

- Погоди-ка, - говорю, - давай вместе подумаем, что еще можно сделать.
 
Я понимаю, что девочка описывает такое состояние, которое может стать, паразитным, что ли. То есть, будет есть много ресурса, так как каждый раз нужно мало того, что решать задачи, так еще и убеждать себя, что все в порядке. На это нужно много сил, и при большой нагрузке этот прием не будет срабатывать. В общем, решила подумать про способ получше.

- Давай вот что поищем. У тебя есть вот это неприятное состояние, что ты не понимаешь математику. Попробуй вспомнить точку, момент, когда ты сдалась - решила, что математику ты не понимаешь, огорчилась и сдалась?

Некоторое время ищем точку, примеряем разные моменты.

Нашли - буквально недавно, первый месяц 7 класса прошел, начались алгебра и геометрией, стало неподъемно сложно. Девочка поборолась-поборолась и... сдалась. Потом по счастливой случайности мы заговорили о математике на английском, А. узнала, что можно получить помощь у меня и все стало налаживаться. Но момент "сдачи" остался в теле. Вот с ним и нужно было поработать.

- Смотри, - говорю. - Представь как будто ты говоришь с собой, той, которая сдалась. Расскажи ей, что все в порядке, ты нашла выход, ты справляешься, я и Илья (это мальчик из нашей группы из физ-мат школы) тебе помогаем и поможем, когда и если надо. Что ты умная, что все в порядке.

А. кивнула и занялась этой внутренней работой, я переключилась на других детей, окончание процесса прошло без меня. Вопросов А. не задавала. Сожалею, что не отследила изменения, как мы делаем в ЭОТ, но у нас был урок в группе, другие дети требовали внимания. Ничего, увидимся в следующий раз, спрошу как теперь обстоят дела с уверенностью в своих силах при решении задач по математике. Если будет надо - доработаем. Ни к чему ребенку, который может справляться с задачами вот эти мысли о своей неуспешности.

Ко мне можно обращаться за подобной работой с учебной неуверенностью. Я работаю онлайн, сессии по 60 минут, стоимость для школьников 3000 руб. Для взрослых 5000 руб. Время подбираем исходя из моих и ваших возможностей по времени. Обращайтесь, пожалуйста, в личку или в WhatsApp +79109139568.

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ С МАТЕМАТИКОЙ. 7 класс

Приходит мальчик, 7 класс, на консультации по поиску себя, того, чем было бы интересно заниматься с будущем. Среди прочего касаемся математики. Человек говорит, что занимается даже дополнительно, с преподавателем, но в школе по математике не очень хорошие оценки, потому что ему не хватает времени:
- Я все умею решать, но мне нужно подумать, я не могу так быстро.

С одной стороны, бывают медленные люди, это тип темперамента, для них важно делать обстоятельно и иметь запас времени. С другой стороны - надо проверять, тот ли это случай.

- Какую тему сейчас проходите?
Показывает формулы сокращенного умножения, типа
(a-b)^2=a^2-2ab+b^2, словами это звучит так: квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа, минус удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго числа. Это выражение см. на фото 1.

- Отлично. Давай я посмотрю, как ты решаешь примеры. Возьми какой-нибудь пример, запиши и решай, комментируя свое решение.

Мальчик берет пример, где две дроби, в числителях и знаменателях выражения. Пишет, доходит до решения. Формально - все правильно. Однако, что настораживает:

Я обращаю внимание на манеру записи. 1. Человек пишет то, что находится в числителе, потом под ним то, что находится в знаменателе, и только потом проводит черту дроби. 2. Пишет выражение, а потом "подрисовывает" скобки.

В целом, если наблюдать и понимать язык математики, то очень заметно, что человек этого языка не чувствует, а просто воспроизводит все записи как рисунки. То есть, в итоге запись выглядит верной, но вот в процессе-то человек не осознает, что он пишет на языке, а это язык. Я сняла на видео как примерно это выглядит. Видео 1.

Что с этим не так, казалось бы? Результат же верный?

А не так примерно все. Мне видно, почему человеку приходится долго думать: он вспоминает рисунки, а не пишет на языке. Потому что иначе знак черты в дроби - это означает деление, и после записи числителя логична операция "разделить", а потом уже запись знаменателя. И скобка сначала открывается, потом записывается все, что включается в скобки, а потом она закрывается.

Если на языке математики неубедительно, то я на втором видео пишу слово "машина" вот таким способом, когда я воспроизвожу по памяти рисунок слова. Посмотрите, в итоге все верно, учитель мне должен поставить 5, но писать слова я не умею пока, если пишу так.

Кстати, не так-то просто объяснить человеку, который уже так писать привык, зачем что-то менять. Собственно, способ с написанием слова так, как оно выглядит в видео я придумала на занятии, чтобы показать ученику. Предложила эксперимент: попробовать пару недель писать выражения логичным способом, одновременно осознавая, что записывает.

Пообещала, что должно стать легче думать, скорость решения задач должна увеличиться, когда это войдет в привычку. Пусть проверит.

Но это было не все. Я предложила доказать, что данное равенство, см. рисунок 1, - верное.
- Подставь на место а любое число и реши левую половину и правую.
Решает.
- Не сходится, - говорит удивленно.
- А как решаешь?
- Я взял а=4, тогда получается (4-2)^2 = сначала 4 в квадрате - это 16, потом 2 в квадрате - это 4, и теперь 16-4=12.

Вот и приехали. Человек гордился, что может решать примеры с формулами сокращенного умножения, а сути-то их совсем не понял. И одновременно, не понимает как работают скобки. А это уже программа начальной школы. Всё. База с пробелами.

Вообще-то рано алгеброй заниматься. Нужно откатываться назад и разбираться с более базовыми понятиями.

И это очень неплохой ученик, если мы говорим о средней температуре по больнице.

То есть, он уже сейчас, в 7 классе, просто теряет время и веру в себя, занимаясь тем, чем занимается. А мы ищем сферы интереса. Чтобы было интересно, нужно в этом разбираться. Ну и быть готовым думать. А уж потом смотреть, к чему душа лежит. А иначе круг интересов будет сильно ограничен. Собственно в этом и суть образования: расширить круг этих интересов.

Онлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 209 раз
ОБУЧЕНИЕ В ДИАЛОГЕ. С ДЕТЬМИ НУЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ.

Приходит на урок ученица. Та, с которой мы не только английским занимаемся, а плюс к этому я оказываю поддержку по всем предметам. 4 класс.
- Как дела?
- Хорошо. Нам в школе сегодня рассказывали про блокаду Ленинграда.
- О, важная тема. Что рассказали?
- Ну 27 января или день начала или конца блокады. Это когда немцы или оккупировали или блокировали город Ленинград, что туда никто не мог пройти. И там людям было нечего есть.

- А ты знаешь что это за город - Ленинград, где он?
- Нет.
- А город Санкт-Петербург знаешь?
- Да, знаю, мы туда, наверное, летом поедем.
- Так это тот же самый город.
- Да-а-а? Как это? - в глазах полно удивления.

Дальше берем карту России, раскладываем на столе, ищем сначала Москву. Долго ищем. Ну не я, понятно, девочка) Санкт-Петербург нашелся раньше. Потом удалось найти и Москву. Ну и наш Обнинск прикинули где находится, хоть его и нет на карте.

Заодно перевели масштаб из 1:14 000 000 в километры - повторили перевод одних величин в другие, при этом не в задаче из учебника, а вот - на практике. Мы потом пользуясь нашими расчетами прикинули расстояние от Москвы до Питера и время, за которое можно доехать до Питера на машине - это мы и задачи на движение повторили. И снова связали с жизнью, нашей, реальной.

Дальше кратко рассказала историю города. Что Петр I - его основал. Только убедилась прежде, что имя это знакомо девочке. Потом глянули, сколько лет назад был основан город. Потом в двух словах про события 1917 года, коммунистов, Страну Советов и переименование города. Ну и заодно пару слов про Ленина, ибо Ленинград. И про перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург и обратно в Москву.

Потом понимаю, что девочка знает, что немцы или фашисты напали на Ленинград. Но она не понимает, что нельзя напасть на город в другой стране вдруг вот так. Про ВоВ она при этом знает, но эти события у нее не связаны. Вспомнили даты начала и окончания войны - знает, посмотрели дату начала блокады. Объяснила разницу оккупации и блокады.

Рассказала, что фашисты и Москву хотели захватить и Ленинград. Тогда она спрашивает (хорошо, что мы подробно карту смотрели, и эта мысль пришла ей в голову):

- Так значит фашисты по двум направлениям как бы воевали?

Гениально, правда? Рассказала, что были разные фронты. Очень кратко, конечно. Что были Центр, Юг и Север изначально. Пообещала, что подробнее про это будут изучать по истории.

Уточнила, знает ли она в какой стране был Ленинград?
- В России?
- И да, и нет. Страна по-другому называлась, Российская Федерация была республикой.
- СССР?
- Да.

Дальше упоминает, что блокада была 900 дней.
- А сколько это в годах? - спрашиваю.
Затрудняется.
- Сколько дней в году?
- Не знаю точно. 300 примерно.
- Давай точно узнаем. Напиши в столбик все месяцы.
- Сделано.
- Теперь проставь количество дней в каждом месяце.

Проверяю попутно, знает ли. Знает, все сделала. А я заодно показала способ проверить количество дней в месяце по костяшкам пальцев - детка была впечатлена - не знала такого.

- Теперь сложи все дни и получишь год.
Начинает складывать 31+28+31
- Стоп, - говорю, - а умножение ты забыла?

Показала, как можно взять все 3ки от 31 и 30 дней, умножить, потом прибавить 28 и те 1цы, которые были у 31. Вот эти способы быстрого и умного счета, которые тоже пока не сформированы, но девочка учится, молодец.

Итого, добыто собственное знание, в году 365 дней, в високосном 366.
Осталось поделить 900 на 365, больше двух лет. А то ребенок не представлял, о чем говорят, когда говорят 900 дней.

- Вот теперь рассказывай, о чем вам еще в школе рассказали, что тебя впечатлило. - Контекст готов, понятно куда вписывать историю. Важную. Но без контекста она звучит странно.

Почему-то считается, что дети все это, что мы выясняли без малого час уже знают по умолчанию. Не знают. Здесь у меня еще ученица любознательная, мы уже год разные темы затрагиваем, она привыкла и думать, и рассуждать, и вопросы задавать. Поэтому и интересно и полезно получилось. У многих детей база еще беднее, гораздо, и начинать надо совсем от печки. Обо всем.

За час занятия затронули несколько раз математику, историю, географию, общие знания (месяцы, год). Вопрос, зачем это все учить не стоял - было все вокруг одной темы, которая зацепила эмоционально, привязано к своей жизни и сразу применялось на практике.

День снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

 









Аренда на форуме