Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Дети - живые цветы земли.
Максим Горький
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 73426 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Как НЕ НАДО учить АНГЛИЙСКИЙ

Если мы хотим запомнить английские слова, то есть хотим, чтобы наш мозг привык их узнавать и вызывать в голове образы их обозначающие, то НЕ нужно при работе с текстами подписывать русский перевод над этими словами.

Как только мы так сделали, мы сообщили мозгу примерно следующее:
"Правильный язык - русский. На русском я тебе написал/ла, читай. На английское слово не смотри, это сложно, непонятно и вообще не надо."

Если мы действительно хотим только перевод этого текста, так по нынешним временам его лучше через переводчик прогнать и все.

А если хотим, чтобы у нас словарный запас увеличивался, то слова выписываем в тетрадку или на листочки, или в любые приложения для запоминания слов, хотя я придерживаюсь олдскульного: тетрадь, слово - перевод в этом тексте.

Когда мы его читаем повторно, то снова вспоминаем эти слова. Забыли - открываем тетрадь и смотрим, потом ее закрываем и продолжаем работать с текстом.

На уроках мы делаем разные задания, а значит, много раз вспоминаем новые слова, так и привыкаем понемногу. При этом моя забота придумать что-то интересное, чтобы думать не о словах, а о смыслах, а слова как бы сами собой запоминались. Но, конечно, осознанное желание запомнить слова тоже нужно, иначе информация будет "сбрасываться" мозгом после урока как ненужная.

На фото ниже как НЕ надо делать. Меня такая картинка приводит в ужас - лучше никак не учить, чем так. Это очень вредит формированию мозга подрастающего человека. И это я сфотографировала лично, не в сети нашла.

Вот после такого "обучения" в течение школьной жизни я потом не могу помочь взрослым людям освоить язык. Или могу, но медленно, с коучинговыми и терапевтическими сессиями. Такие дела...

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Если хочется понимать и говорить на иностранном языке, нужно побольше контакта с этим языком, правда? Любопытного, заинтересованного контакта. Я расскажу способ, через который такой контакт возможен. Это очень легко, так делают жители Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии и ряда других стран. Что же они делают???

Они смотрят фильмы на иностранных языках с субтитрами на родном языке. Да, они это делают не от желания контакта с этими языками, а потому, что у них просто редко делают звуковой дубляж фильмов. И они с детства знают как звучат языки. Разные. Много английского, конечно. А потом они легко осваивают английский для путешествий, работы, общения. Потому что он уже кусками в них зашел, потому что он естественно для них звучит - с детства привыкли, когда еще субтитры-то на родном читать не умели.

Я сейчас смотрю фильмы на немецком, французском, испанском с русскими субтитрами. Я не учила эти языки. Я просто уже органически плохо переношу, когда артикуляция не совпадает со звучанием в дубляже. А она не совпадает. И мне нравится как звучат разные языки. Это очень здорово, расширяет картину мира, создает объем восприятия его.

На английском языке я смотрю сериалы и фильмы каждый вечер когда я не в поездке. Это мой ежевечерний ритуал. Сказка на ночь, мои "Спокойной ночи, малыши")) Если сложные акценты или сложная тематика, то смотрю с русскими субтитрами. И это ненавязчиво меня прокачивает в понимании этих акцентов или сложной лексики. Если сериал длинный, то через несколько серий или в следующем сезоне могу уже смотреть без субтитров. С английскими смотреть как раз не люблю, так как уши выключаются - начинаю больше читать, чем слушать. С русскими субтитрами отлично все слышно.

Да, только просмотром фильмов язык не выучишь. Но если регулярно смотреть, то появляется любовь и интерес к языку, язык, что называется, берется целыми кусками, с произношением, интонациями, грамматикой. Потом все равно потребуется разбираться по учебникам или с преподавателем, но будет заходить как свое, родное.

Только один забавный момент: большинство тех, кто жалуется, что никак не выучит язык, так делать не будут. Я проверяла;))

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
АНГЛИЙСКИЙ. ОГЭ. ПЛОДЫ ПРАВИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
До первого госэкзамена у девятиклассников уже остается пара месяцев. Учителя в школе занервничали, начали давить на детей. Принцип "запугать и настращать" остается, увы, ведущим в нашей школе(

Пишут дети пробный экзамен, "пробник" так называемый. Хорошая ученица, отличница, получает 5 баллов из 10 за письмо другу по переписке и комментарий учительницы в классе, что это самое слабое письмо в классе. А потом и маме это же выговаривает. Неожиданно и неприятно.

Девочка, повторюсь, учится на пятерки по английскому и занимается с сентября в моей мини-группе по подготовке к ОГЭ.

Обычно дети очень расстраиваются и чувствуют себя беззащитными перед такими нападками учителей. Но мы-то за три четверти много чему научились! Мои ученики знают все разделы экзамена и баллы, которые могут получить. Письма они у меня проверяли друг у друга так, как это будет делаться экспертами на экзамене: с заполнением специального бланка для эксперта и подсчетом баллов по критериям оценивания.

Поэтому, моя ученица взяла и сама перепроверила и пересчитала баллы за свою работу. Прислала мне работу и свой комментарий: "Мне поставили 5 баллов, но я пересчитала, и у меня получилось 7". Я тоже пересчитала, у меня тоже получилось 7. И коллега, спасибо Наташа!, тоже проверила, тоже 7.

Но что ценно: девочка может опираться на себя в этой ситуации. У нее есть уверенность, где она ошиблась, а где права. Ей не нужно вестись на эмоции токсичной учительницы, которая, по школьной традиции, давит, чтобы лучше старались.

Как же я рада! Я больше для экзамена всему этому учила, даже не думала, что это так сыграет. Но рада. Нельзя детей загонять под плинтус. Это очень некрасиво, мягко говоря.

А мы и с устной частью так поступаем. И мои ученики знают все требования, сами могут проверить работу (довольно неплохо), а значит, понимают как сделать свое письменное или устное высказывание на высокий балл. Никакой угадайки и зависимости от мнения учительницы, которые часто и ОГЭ-то проверять не умеют, так как это не является необходимым умением для каждого учителя. Но если что-то не умеешь, то либо надо учиться, либо передать тому, кто умеет. Но ученики страдать не должны.

А мы продолжаем подготовку. Еще напишу, что у нас будет интересного)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
УРОК АНГЛИЙСКОГО, "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" и неприкрытая МАНИПУЛЯЦИЯ

Урок онлайн в паре. Девочка М. уже зашла, мальчика А. еще немного ждем. Дети: 7 и 5 класс. Здороваемся, вхожу в контакт, настраиваюсь на детей и даю возможность настроиться на меня и занятие:

- Как дела, М.?
- Отлично!
- Что у тебя такое отличное? Поделись)
- Я успела посмотреть 5 или 10 минут на ютубе челлендж А4.
- А что это? - я совсем не в курсе, спрашиваю искренне.
 
Девочка М. озадачивается. Сформулировать и объяснить коротко и ясно суть - непростая задача. Делает попытки. Я задаю уточняющие вопросы. Выясняю, что челлендж на этом канале проводится для людей на экране, а М. и прочие смотрящие канал, просто зрители.

- Так это, получается, как телевизионное шоу, верно? - спрашиваю.
- Ну да, - отвечает.
- Смотри, вот с этого и надо было начать. Сначала, когда мы описываем явление или предмет, говорим, к какой категории его относим: животное, растение, музыка, спорт и так далее. А потом уже даем подробности.
- А, поняла.

В середине разговора к нам уже присоединяется мальчик А. Да, он отлично знает канал А4.
 
Я использую возможность напомнить, что слово "шоу" - это английское слово "show", произношу по буквам: "S-H-O-W", которое означает "показ, представление", а также это глагол "показывать".

Говорим о телевизионных шоу, которые они знают, с целью научить обобщать объекты по общему существенному признаку - дети не в курсе, конечно, что это так сложно называется)))

- А вы знаете такую игру "Что? Где? Когда?" - спрашиваю.

Девочка М. знает, у нее мама играет в ЧГК. Но ту "Что? Где? Когда?", которая идет по телевизору говорят, что не видели. Ну да, она обычно поздно идет, детям в это время уже спать нужно. Я поняла, что поймала свою творческую волну, сейчас мы сделаем интересное. Следую этому потоку.

Нахожу в интернете последнюю игру этого сезона, от 2 апреля, делюсь экраном. Начинаем смотреть, комментирую происходящее, объясняю правила, увлекаю игрой.
 
Наугад включаю второй раунд игры - понятно, что мы не смотрим все, это очень долго.

Мне везет - когда я подчиняюсь своему творческому импульсу, мне часто везет - попадается вопрос, про который можно думать, не нужно много специальных знаний. Вопрос такой, можете тоже сначала попробовать решить:

"Она похожа на докучную осу. Если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте ее убьете, то и отгонять не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью". О чем это сказал французский писатель-моралист Николя де Шамфор?

Обращаю внимание детей, что ведущий читает вопрос, о ужас, только один раз, довольно быстро. И нужно или запоминать, или очень быстро записать. А не вот это: "А? А что вы сказали? А можете повторить?"

Теперь минута на обсуждение. Минута. 60 секунд, за которые шесть игроков за столом должны "родить" ответ, соединяя свои знания, усилия мысли, догадки. Тот самый мозговой штурм. А я почти каждый урок даю задание что-то обсудить вместе и прийти к решению. Дети, обычно, очень слабо это умеют. Но учимся. И вот у меня отличная возможность показать как это делают мастера. В течение минуты обсуждения несколько раз останавливаю видео, комментируя элементы обсуждения, обращая на них внимание М. и А.

Уже в процессе обсуждения мы слышим версию Анастасии Шутовой, что это "сплетня". Останавливаю, уточняю, знают ли смысл слова "сплетня". Говорят свои соображения, уточняем, разбираемся. Обязательно сначала даю высказаться, корректирую через уточняющие вопросы, в общем, все в диалоге.

Минута прошла. Капитан команды Максим Поташёв выбирает игрока для ответа - обращаю внимание детей, что вот какое решение приходится принимать капитану - Анастасия Шутова.

Анастасия дает ответ, что это "сплетня". Ведущий, который так делает совсем нечасто, спрашивает: "Чуть-чуть поправитесь, нет?" Мы, вместе с Анастасией задумываемся, как же тут можно поправиться? Что может быть близко, но не "сплетня"? Нам ничего не приходит в голову. Анастасии тоже.

Тогда ведущий озвучивает правильный ответ: "Так философ-моралист Николя де Шамфур писал о клевете" - о-па!

Снова ставлю на паузу. Обсуждаем значение слова "клевета", ищем разницу. Заодно обращаю внимание детей, что без знания вот таких, например, слов, играть в такую игру не получится. А слова такие мы не так часто употребляем в повседневной бытовой речи. Зато они встречаются в хорошей литературе. Поэтому, у нас уже был как-то разговор, очень важно читать хорошие книги. Много. "Особенно пока вы, дети, формируете себя, именно сейчас у вас это время" - это я обращаясь к ним пишу, конечно же.

Но вернемся к словам "сплетня" и "клевета". Есть ли разница?
- Да.
- Нет.
Обсуждаем, размышляем. Приводим доводы и аргументы. Учимся обсуждать заодно, между прочим.
А вы как думаете, есть разница? Засчитает ведущий ответ или нет? М?

Мы делаем свои ставки. Я и мальчик А. говорим, что не засчитает, потому что это разное, М. говорит, что засчитает.

Мнения знатоков в зале тоже разделились. Близкие понятия, но разные. Представитель Альфа-Банка, к которому ведущий обратился, чтобы тот высказал свое мнение, сказал, что "сплетня" и "клевета" - разные понятия, и с точки зрения красивой игры, засчитывать ответ не следует.

И сразу после этого ведущий засчитывает ответ! Вот это поворот! Но, телезрительница, задавшая этот вопрос, тоже получает 100 000 рублей. Сумма, отдельно впечатлившая детей!

А мне это дало повод еще раз обратить внимание, что умом можно хорошие деньги зарабатывать. МОТИВАЦИЯ, мы же помним это слово, да? И детей, которые не хотят учиться. Манипулирую, ловлю моменты и вворачиваю то, что хочу до детей донести, а они в эти моменты готовы слушать и слышать, потому что сами согласны, потому что правильно создать и выбрать момент - это искусство.

После этого мы посмотрели еще один раунд. Он был не так полезен для обсуждения, так как там уже нужны были знания художественных произведений и кинофильмов. Но посмотрели за ходом обсуждения, снова мозговой штурм, выбор отвечающего - правильный ответ. Ссылку на эту запись сбросила детям - захотят, досмотрят.

Мы же договорились, что к следующему занятию они сами посмотрят в интернете объяснения слов "сплетня" и "клевета". Причем нужно поискать на разных сайтах - учу пользоваться интернетом с образовательной целью и работать с источниками. И на следующем занятии мы обсудим, согласны мы с ведущим, что он засчитал ответ или нет. Нужно будет аргументировать. Я тоже подготовлюсь.

Кстати, а вы согласны? Я пока не очень, но надо подумать, потому что речь не просто различии слов "сплетня" и "клевета", а в точности ответа с точки зрения вопроса.

Пришло время завершать эту часть и переходить к работе по учебнику. Но я была бы не я, если бы не сделала еще такой шаг.
Закрепляем теорию на практике, тренируем мозговой штурм и одновременно манипулируем сознанием (хе-хе):
- А сейчас я дам вам 3 минуты на обсуждение вот какого вопроса: "Какое шоу круче: А4 или ЧКГ? И почему? Нужно обосновать. Время пошло!"

Через 3 минуты очень неплохого обсуждения дети мне сказали, что оба считают, что ЧГК круче и привели три отличных аргумента. Кстати, умение подкреплять утверждение аргументами - необходимый навык для написания эссе во всех экзаменах по английскому, да и не только, конечно.

Манипуляцию сознанием заметили? УжОс, правда? Вот так можно менять установки. Не за один раз, конечно. Но я ж и не один раз с этими детьми встретилась. И, конечно, сначала нужен хороший контакт, доверие. Все это уже было создано. С незнакомыми детьми такое не пройдет.

И это еще не все манипуляции. Я еще в середине нашей работы с ЧГК спросила, нравится ли им то, что мы делаем - ну было видно, что нравится. Но мне было важно акцентировать, что мы не отвлекаемся от занятий, а делаем важное. Интересное, не на английском, но важное. Что мы учимся мозговому штурму, учимся обращать внимание на значения слов (а это про язык). И не преминула добавить, что вот такие неожиданные интересные отвлечения возможны только когда они тоже молодцы: прислали вовремя хорошие домашки, и я чувствую хороший рабочий настрой.

А мы только недавно очень сильно отстраивали то М., то А. именно по выполнения дз вовремя и с хорошей вовлеченностью.
- Помните, я вам говорила, что мне должно быть интересно работать с учениками. И тогда я тоже предлагаю интересное. Вот сегодня это так, - и это уже не манипуляция, а просто правда про меня и мои занятия.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ О ШКОЛЕ. УРОК ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

- Как дела?
- Хорошо.
- Что сегодня будем разбирать?
- Историю, русский и математику.
- О, много. Сориентируй меня, что из этого прямо обязательно надо обсудить, потому что "горит"? Чтобы мы точно успели.
- Так совсем срочного ничего нет, я просто хотела поговорить, чтобы потом сложностей не было.
О, это хорошо. В начале и середине года, пока шла адаптация к 5 классу новой, сильной школы, обычно были "горящие" вопросы. И вообще, то, что человек приходит с вопросами - это очень важный результат нашей предыдущей работы. У среднестатистического школьника вопросов по школьным предметам нет. Умение найти непонятное и сформулировать вопрос - признак очень хорошего уровня ученика.
- С чего начнем?
- С истории.
- Ну давай, слушаю.
- А вот мне интересно, зачем нам объясняют про Древний Рим сравнивая его с Древней Грецией?
- А почему тебя это удивляет?
- Я не понимаю, зачем сравнивать. Мы могли бы просто учить, что в Древнем Риме все так, так и так.
- А что вы сравниваете, дай мне примеры, - а сама начинаю думать.
- Ну вот театр, например, - и показывает конспект, где кратко написаны главные отличия. А дальше там еще много таких пунктов, которые были аккуратно записаны на уроке, а теперь их нужно выучить.

Хороший вопрос, между прочим. Как бы вы ответили? ;)

Я не историк, но в школе историю учила. Думаю. Надо ж сначала самой понять, зачем так делают:

"Так, сравнение - это операция мышления. Когда мы делаем сравнение, мы выделяем признаки, по которым два объекта или явления похожи, и те, по которым они различаются. Если говорить об историческом процессе, то можно отследить как развивалось то или иное явление. Например, театр. И можно смотреть как менялся и развивался театр с течением времени до наших дней. И также и все остальные явления. Получается, что обучают историческому мышлению и мышлению в принципе на примере изучения истории. По крайней мере, так оно задумано. Но кто бы это детям объяснял, эх!"

Заодно подгружаю из памяти то, что помню про Древний Рим и Древнюю Грецию. Ну азы помню. Сейчас с удовольствием бы погрузилась подробнее. Где бы на все время взять, а?)

Как могу, на примерах, объясняю это моей ученице. Заодно показывая связи между предметами. Например, между историей и математикой. Упоминаю, что мир у нас один, а разные науки лишь позволяют рассмотреть подробнее и глубже каждый аспект, но потом все надо снова соединять. Не этими словами объясняю, простыми и на примерах.

Разговор наш течет дальше, и слышно мне, что все эти вопросы еще не главные, другое что-то волнует девочку. И вот же он, главный вопрос:
- А почему нас не учат так, чтобы мы все хорошо знали?!

А их, действительно, так не учат. Я вижу много странных моментов, например:
- Дают под запись много фактов, это надо просто учить, чтобы ответить. Обдумать дети не успевают. Понять вообще ничего не успевают.
- На естествознании дают материал с большим опережением, дети вообще не понимают ничего. При этом быстро пробегают тему за темой. Это очень плохо для мышления и формирования первого впечатления о науках.
- Контрольные работы не дают даже сфотографировать, чтобы дома разобрать. Это прямо противоречит принципам обучения: человек не имеет возможности разобраться со своими ошибками, обдумать, сам или с помощью освоить непонятое.

И знаете, я уже давно далека от того, чтобы кого-то обвинять или кричать: "Смотрите, что же это делается!" Потому что пользы не вижу. Потому что учила историю, учитель у меня года 3 был отличный, и научилась понимать, что есть исторический процесс. И если у нас сейчас такая школа, то у нас сейчас такая школа. Вопрос в том, что лично мы хотим с этим делать. И, кстати, посмотреть как с течением истории менялось понятие школы тоже очень интересно и расширяет взгляд на ситуацию. О чем и говорю ученице:

- А ты знаешь, что слово "школа" появилось в уже знакомой тебе Древней Греции и означало оно "место для беседы"?
- Да-а-а? - удивление в глазах.
- Да. Люди приходили беседовать с философами об интересующих их вопросах. Об устройстве жизни.
- Вот это да! Вот бы и нам так!
- Ну, кстати, наши с тобой встречи я стараюсь построить по принципу тех школ. Видишь, сколько тысяч лет прошло, а некоторые принципы и сейчас отлично можно использовать. И, смотри, мы сейчас занимаемся сравнением школы в Древней Греции и сейчас - я все еще держу в фокусе внимания вопрос, с которого мы зашли в беседу.

 Это я еще не упоминаю, что сократический диалог - мой любимый прием в обучении, тоже родом оттуда же, из Древней Греции. Об этом как-нибудь потом:) А сам диалог продолжаю, так как остался еще нераскрытым вопрос, почему же их не учат хорошо?

- А кто, по-твоему, заинтересован в том, чтобы ты получила хорошее образование?
- Родители и школа!
- Родители - да. Но они все для этого сделали: ты ходишь в одну из двух лучших школ города, занимаешься со мной, ходишь на другие занятия. С родителями все в порядке, согласна?
- Ну... да.
- Теперь смотрим на школу. Почему ты думаешь, что чужие тебе люди заинтересованы больше тебя в том, чтобы ты вышла из школы хорошо образованной? Зачем им это?

Глянула, какого размера получился пост и решила, что пока закруглюсь, а в следующем посте продолжу. Мы ж об этом очень интересно, по-моему, поговорили. А пока буду рада вашим комментариям. Готова к обсуждению детских вопросов. Что бы вы сказали?

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ О ШКОЛЕ. Часть вторая.

- А кто, по-твоему, заинтересован в том, чтобы ты получила хорошее образование?
- Родители и школа!
- Родители - да. Но они все для этого сделали: ты ходишь в одну из двух лучших школ города, занимаешься со мной, ходишь на другие занятия. С родителями все в порядке, согласна?
- Ну... да.
- Теперь смотрим на школу. Почему ты думаешь, что чужие тебе люди заинтересованы больше тебя в том, чтобы ты вышла из школы хорошо образованной? Зачем им это?

Удивленный взгляд:
- Не знаю, - видно, что ТАК вопрос себе человек не задавал.

Почему-то кажется, что так должно быть: врачи хотят всех вылечить, учителя всех научить, водители автобусов - довезти всех из пункта А в пункт Б. Но, вообще-то, все хотят работы интересной и, желательно, несложной, а денег побольше. Всё. Готова к обсуждению этого тезиса, если несогласны)

- Какое дело учителям, как ты будешь жить, когда закончишь школу? Будешь ли ты применять на своей работе полученные знания, будет ли у тебя радующая тебя работа. Зачем им это?

- Ну им же должно нравиться, когда ученики хорошо учатся, все понимают, когда у них хорошие результаты.

- Для тех, кто работает учителем по призванию, да, скорее всего это так и есть. Только по призванию работают процентов 10, в лучшем случае, а скорее - 3-5. Для остальных это просто работа, способ кормить себя и семью. Помнишь, мы с тобой считали, сколько процентов учеников в твоем классе учатся, потому что им это интересно?

- Да. Получилось 18%, так это вас в прошлом году отобрали как самых сильных и трудолюбивых. И из вот таких детей только 18%. Когда вы вырастите и начнете работать, примерно такой же процент вас будет работать с желанием и интересом, а остальные будут выполнять работу за деньги и стараться не перенапрягаться.
 
Снова удивленный взгляд. Да, это понятно, детям взрослый мир кажется пока правильно устроенным, по таким идеальным меркам.

- Так вот, - продолжаю, - лучшими учениками для большинства учителей будут дети, которые более-менее учатся, в пределах от "пятерки" до "тройки", более-менее прилично себя ведут, не нарушают дисциплину и не скандалят. И вопросов задают поменьше, желательно. Сами все понимают или с помощью родителей и репетиторов. И ты все еще думаешь, что вот лично о тебе, о твоих знаниях, они должны беспокоиться больше, чем ты сама?

- Не зна-аю.

- Образование в школе больше похоже не на место, где все хотят тебя получше научить, а на шведский стол в отеле на завтраке. Тебе обеспечивают выбор "блюд"-знаний, а уже только ты можешь решить, что их этого брать, есть, усваивать и строить из этого материала себя. И повара не отвечают за то, что ты недоешь или переешь. За качество блюд да, отвечают. Ты должна, по крайней мере, не отравиться их едой. Ну а дальше зависит от уровня ресторана. И да, школу желательно выбирать получше, как мы выбираем отель, где будет жить и завтракать.

Вижу, что пока не очень понятно, потому что идет вразрез со сложившейся картиной мира. Ребенку в школе кажется, что учителя прямо спать и кушать не могут, все думают, как бы Васеньку или Петечку обучить получше.

Правда, желание идеальных учителей часто почему-то не согласуется с вопросом:
"А я идеальный ученик? Почему вот тому прекрасному учителю захочется меня учить?"

- Как ты думаешь, ты идеальная ученица? - спрашиваю.
- Ну, нет, - улыбается.
- Вот тебе и ответ, почему вас не всегда хорошо учат. Как думаешь?
Думает. Интересно, что надумает) Мы еще продолжим этот разговор.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ЭССЕ ОБ УСПЕШНОСТИ И НЕУСПЕШНОСТИ В ЯЗЫКЕ и НЕ ТОЛЬКО

От чего случается неуспешность? Можно посмотреть на внешние причины: учебники плохие, программа обучения дурацкая, учитель некомпетентный, родители или учитель стыдят и ругают. И да, это все случается и часто.
Кажется, отмени все эти вредные факторы: найди учителя хорошего и поддерживающего, учебник возьми хороший, позаботься о поддерживающем окружении и все, английский взлетит, буду разговаривать или "балакать" как сказал недавно мой ученик.

Вот только не всегда взлетает. Точнее, взлетает отлично у тех, у кого эти причины, действительно, были истинными причинами недостаточного уровня их языка. Правда, такие люди и из плохих учебников взяли что могли, и на уроках понахватались чего могли. Их не стыдили, а если и да, то они это мимо ушей пропускали. Потому что какой-то внутренний интерес к языку, его устройству у них есть. И они берут язык из того, что дают. И ищут источники получше. И находят, обычно, тем более сейчас.

Нет, у них не все легко получается. И тупят, и слова забывают, и в грамматике путаются. Но им нравится во всем этом разбираться. Им нравится язык. И язык отвечает взаимностью. После некоторой реабилитации, переупаковки уже имеющихся знаний, на хорошую (теперь) структуру ложится язык, и все увереннее взмахивая крыльями они учатся летать, попутно наслаждаясь полетом, летают все лучше и лучше.

А бывает, что не взлетает. Тяжело идет. Как сквозь вату. Еле-еле. Человек старается. Иногда устает стараться, но в эти моменты родители и учитель подключаются и подпихивают, подбадривают всячески, процесс идет, медленно, но идет. Взрослым ученикам сложнее, так как за родителя тоже они. Некоторые на этом месте исчезают
.
Потом случается просвет, когда много делали-делали разнообразных заданий и активностей и, вдруг, получается! Легкость! Как бы не задумываясь "вжух"! И учителю видно: "Ура! Заработало!"
Урок или два "летаем". А вот потом случается откат. Выглядит это так, как будто вся система знаний о себе сопротивляется: "Нет, я не знаю английского, я неспособный, я не умею, я тупой". И вот это знание о себе во внутреннем балансе ценнее, чем успехи, добытые нелегким трудом.

Не могу пока понять почему. Думала, может травма или те негативные факторы, с перечисления которых я начала свое эссе. Но нет, есть что-то еще. То, что внутри не позволяет присваивать свои успехи, в нашем случае, в языке. Типа: "доктор сказал в морг, значит в морг"(с)

Есть у меня свежая история:
Мальчик. Из таких. Два года занимаемся. Есть уже то, чего достиг, знает, умеет. Вчера был показательный случай.

Занимаемся в группе, но он пока идет по своей программе, пониже уровнем. А рядом четверка ребят-ровесников занимается разговорной активностью.

 Слышу, один делает ошибку во фразе, базовую. Я иногда не вмешивают, а иногда считаю нужным вмешаться. Сейчас такой случай.

Прошу поправить. Все вчетвером не могут сообразить как правильно сказать: "Визадора не умная". Их вариант: "Wizadora don't clever", особо продвинутые предлагают сменить don't на doesn't. Останавливаю, прошу думать про себя и даю слово этому мальчику. Он это может.

Но он-то думает, что не может, поэтому не говорит.

Делаю подводку:
- Скажи: "Маша счастливая".

Специально отвлекаю от основного задания и даю пример очень знакомый. Чуть сомневаясь в себе, но говорит:

- Masha is happy.

- Совершенно верно. Отлично. А теперь скажи: "Маша не грустная". Ты же помнишь как "грустный"?

- Да, sad, - уверенно говорит мальчик.

А мне и нужно вывести его в это уверенное состояние.

- Ну так и скажи: "Маша не грустная".

Чуть с напряжением, уверенности поменьше, но говорит:

- Masha isn't sad.

- Именно. Отлично.

Моя четверка учеников уже догадались как нужно было правильно сказать, но им теперь нужно терпеть и ждать. Заодно подержат в голове мысли о подобных фразах, это очень полезно.

- А теперь скажи: "Визадора не умная". "Умный" - clever, - напоминаю, так как мне нужно, что он сфокусировался на грамматике, а не на слове "умная".

- Wizadora isn't clever.

- Да! Мо-ло-дец! Смотри, ты сказал верно. Видишь, вот ребята дольше тебя уже учат язык, но то, что ты уже сейчас знаешь им тоже пригождается, а если они забыли, то нужно вспомнить.

Взгляд растерянный и довольный одновременно:

- Я не думал, что смогу.

- Вот видишь, можешь. Ты молодец! Продолжаем.

Вот это очень наглядный пример того, как трудно менять знание о себе. Он маленький. Никаких травм не было. Просто и родной и, тем более, иностранный язык были тяжелы и непонятны с самого начала в школе. Но и это не факт, что истинная причина.

В таких случаях научить хорошим способом - это только полдела. Вторые полдела помочь изменить образ себя. Вот здесь я иногда сдаюсь, иногда ученик уходит, потому что человек, почему-то не хочет этот образ менять. Держится за него всеми четырьмя. На это смотрю с уважением. Кто я такая, чтобы решать.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ЗАРИСОВКИ С УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО
Как же сложно мне с новыми детьми и группами в начале учебного года, и как благодарно в конце! Не устаю радоваться каждый год)

Четверка учеников оффлайн уровня А1. В начале года привыкали, были напряженные, пытались увильнуть от выполнения домашних заданий (небольших), поболтать между заданиями о постороннем. В общем, вели себя как в школе.

Сегодня: придумали (сами) игру с неправильными глаголами. Играли по правилам игры в "Крокодил", показывали слова и отгадывали, называя две формы глагола. Пока две, да.

Мой любимый самоиграющий процесс: я выхожу за пределы комнаты, у детей ощущение, что они все делают сами, я только держу вниманием процесс и иногда вклиниваюсь, когда слышу неверное произношение, редко и все. Вовлечены, и шутят, и смеются, но не для отвлечения от основного занятия, а в процессе него.

Я даже не знаю, что важнее, что они неправильные глаголы выучат или что у них будет этот опыт, когда можно заниматься учебными вещами с интересом, вместе и проявляя инициативу. Живой процесс, настоящий.

Под конец нашего часа в голове у меня начинает крутиться рэп из неправильных глаголов - ролик в ютуб, который записан одним учителем английского. На последних минутах показываю ролик.

Покажи я его просто так, без вот этой предварительной их игры в глаголы, не восприняли бы они его так, как это получилось. Я знаю, я не первый раз это видео показываю. Здесь зашло просто на ура. Всем отправила ссылки. Один мальчик сказал, что он его себе как рингтон на телефон поставит, другая девочка спросила, а что если в школе спросят неправильные глаголы, а ответить рэпом? В общем, отклик снова живой и настоящий.

Счастье)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ВЕЧЕР ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. ТИХОЕ СЧАСТЬЕ
Май. Соловьи поют за окном, хоть спать не ложись - жалко же спать, когда так поют. Запахи после дождя чудесные. Тепло на улице.
Группа ОГЭ прислали голосовые сообщения - тренируем устную часть. Все молодцы и зайки: слышно, что стараются, работают серьезно. Вот радость это, знаете ли. За год мы и они между собой здорово сработались. Экзамен 2 июня. Финишная прямая у нас. Все, ттт, в порядке, надеюсь, подойдут к экзамену в хорошей форме и без лишнего волнения. Об этом тоже разговариваем и еще перед экзаменом дам настройку.
Хо-ро-шо))

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Мне пишет мама ученика, что мои 4 занятия английским (это был конец мая, когда они обратились), мальчик вспоминает все лето, ссылается на меня, мультик, который я рекомендовала посмотрел с мамой, ждет занятий со мной. Как же приятно и радостно!

При этом, человек этот непростой и серьезный. Не смотрите, что в 4 класс только идет. Он прямо взрослый в общении: знает, чего хочет, готов спорить. Но это интересно, потому что он заинтересован в освоении языка. Занятия с другим преподавателем прекратил, потому что неинтересно было. И я поняла почему, там правда, было так. Про интересно и неинтересно еще напишу, себе обещала.

В общем, я довольная на ночь глядя, вот и с вами поделюсь, здорово же!

А еще мы ищем этому интересному молодому человеку пару. И вообще время потихоньку определяться с расписанием. Если у вас есть задумка позаниматься самим или отправить ко мне детей - пишите в личку или в вотсап +79109139568. В любом случае сначала встречаемся и знакомимся, а уж потом решаем, хотим работать или нет.

Кстати, герой моего поста после такой встречи со мной сказал: "Крутой учитель". Вот)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ. ХОРОШЕЕ и грустное

Утро. Знакомство с новым мальчиком и его мамой, примериваемся друг к другу, смотрим, есть ли шанс сработаться. Запрос на общую помощь со школой, но в первую очередь математика 6 класс.

Начинаю разговор как обычно:
- Чем я могу тебе быть полезна?
- У меня сложности с математикой.
- Ага, а давай конкретнее уточним, с чем, например.

Задумывается:
- Например, с делением дробей.
- Каких, обыкновенных или десятичных?
- Десятичных.
- Ну давай ты найдешь пример, хотя бы прямо в интернете, чтобы я могла увидеть, в чем сложность.

Нашел.
- Диктуй, - говорю, - буду писать на доске.
- Девять целых, девятьсот сорок четыре сотых...

Поправляю:
- Тысячных, девятьсот сорок четыре тысячных.
- Тысячных, - повторяет, - разделить на три запятая 2.

Уже по чтению дробей предполагаю, что понимания десятичных дробей нет. Спрашиваю:
- А можешь ли ты мне объяснить, что такое, скажем 3,2?

Смотрит удивленно. Упрощаю вопрос:
- А что такое дробь?

Сразу ответить не удается. Некоторое время разговариваем о целых числах, что они обозначают, потом снова возвращаемся к дробям. Пишу на доске: 1/2.
- Ты же понимаешь, сколько это?
- Конечно, половина.
- Отлично, а 3/5?
- Да, это когда, например, мне нужно было 5 зеленых ручек, а в магазине было только 3. Я купил 3 и это 3/5 от того, что мне было нужно.
- Отлично! Ну вот, ты только что мне объяснил, что такое дроби. А 3,2 - это можешь представить в виде реального примера?

Снова сильно задумался. Так как это еще не урок, а так, демоверсия, чтобы мы оба ощутили каково нам работать друг с другом, то беру и записываю 3,2 обыкновенной дробью сама: 3 2/10.

- А теперь можешь дать пример чего-нибудь реального для этой дроби?
- Да. Например, мешки с картошкой. Три полных мешка.
- Отлично, рисую 3 полных мешка. Ты тоже рисуй у себя, так легче думать. И дальше, смотри, рисую еще мешок, а вот сколько в нем картошки нарисовать, ты мне скажи.

Неожиданно снова озадачивается. Предлагает ответы "меньше половины", "сколько-то немного". Я говорю:
- Подожди, ты же 3/5 мне с зелеными ручками отлично объяснил, а тут то же самое. Давай в полных мешках будет по 10 кг картошки, сколько будет в последнем?

Но какой-то ступор случился, что очень даже бывает.
- Ну и ладно, говорю, если сложно, то пока оставим, нам уже заканчивать нужно, все равно. Только я правильный ответ тебе не скажу сегодня. Кстати, знаешь, почему? Сможешь сам догадаться?
- Ну, наверное, чтобы ученик потом захотел, все-таки узнать, какой же правильный ответ и решил сам.
- Верно! Наш мозг так устроен, что, с одной стороны он очень любопытный и не любит нерешенных задачек, а с другой - если ответ известен, то напрягаться и разбираться чаще всего не будет (конечно, есть исключения).

Отвлекла немного парнишку. Уже завершать собираюсь. И вдруг:
- А, я понял, там 2 кг будет!
- Конечно!

Слышно было, что прямо доволен был, когда решил. Люблю, когда ученики ловят вот это удовольствие от найденного решения!
- Здорово, правда?
- Да)
Попрощались, сказали друг другу, что нам интересно будет вместе работать. Пусть получится хорошее сотрудничество. Первое впечатление очень приятное.

Потом пришли брат с сестрой на английский. Говорили о прошедшем лете вспоминая как это, говорить по-английски. Немного начали работать по учебникам. Тоже светло и приятно все прошло.

Пришла девочка А., с которой у нас и английский, и математика и все, что нужно разобрать по любому из предметов в ее гимназии. Красивая, отдохнувшая, тоже довольная: поболтали на английском о лете, поделили 8 тортов на 30 гостей, быстренько показала на пример темы первого полугодия 6 класса: основное свойство дроби - приведение к общему знаменателю - сложение дробей - упрощение дробей. Это темы на первое полугодие, примерно. Это опережающее обучение, когда показываем, к чему придем, забегаем вперед. Конечно, еще будет и непонятно, и разбираться придется, но то, что вот так на пальцах можно показать и понимает, сама делает и радуется тому, что получается - вот это то, к чему мы пришли за 2,5 года занятий математикой. Потом обсудили прочтенные за лето книги. Выяснили, что А. не поняла зачем учительница играла с учеником на деньги в "Уроках французского". Оно и понятно, ребенок не может представить ситуации голода, хорошо, что не может. Но разобрались и даже попробовали, как это играть в "пристенок". Но нет, на деньги не играли))

А потом был урок математики, после которого мальчик решил, что заниматься не хочет. Мы в конце прошлого года начали. Я старалась. Он тоже. Но как-то мы в разные стороны старались. Не совпал вектор. Бывает, увы. Но грустно, все равно.

Вам сказали спасибо Женечка, almera

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
"Я НЕ ЗНАЮ" - СТЫДНО ЛИ В ЭТОМ ПРИЗНАВАТЬСЯ?

Частая ситуация с учениками: не могут, физически, произнести: "Я не знаю", если они где-то в глубине себя уверены, что они ДОЛЖНЫ это знать. Кстати, обычно должны знать всегда, если учитель спрашивает. Нонсенс, но вот оно так. Учить человека, пока ему стыдно признаться, что он чего-то не знает - невозможно.

Слово "признаваться" здесь провокативное. Чего там признаваться? Всего не знает никто, это во-первых. Мир еще далеко не познан, и, скорее всего, познан не будет - это во-вторых.

Но я сейчас о ЗНАНИИ и НЕЗНАНИИ в контексте образования, школы, прочих академических знаний. Очень распространенное заблуждение, которым учителя и родители щедро делятся с детьми, что стыдно не знать. Отсюда, кстати, следует еще одно нелепое утверждение, что учитель знает все. По своему предмету хотя бы. Что невозможно. Но если нужно, чтобы хотя бы учитель знал, то предмет урезается до примитива, становится важнее знать наизусть формулы и правила, чем понимать, что они значат, откуда взялись и как они работают.

И вот здесь появляется стыжение: "Не выучил? Не можешь ответить? Как тебе не стыдно! Ты глупый и ленивый!"

Чтобы избежать такой публичной порки ученик научается: говори что хочешь, придумывай, уводи разговор в сторону, подслушивай и списывай, переходи в атаку, но только не говори, что ты не знаешь!

Что имеем в результате?
1. Искажается до неузнаваемости смысл любого ЗНАНИЯ.
2. Главной задачей человека становится создание образа "себя-знающего", избегание ситуации стыда.
3. Невозможность, действительно, чему-то учиться. Почему?

Потому что учеба предполагает, что мы НЕ ЗНАЕМ что-то, приходим узнать, НЕ ПОНИМАЕМ сразу, спрашиваем, практикуемся и ошибаемся, повторяем это много раз, прежде чем добудем и создадим знание внутри себя. И никогда это не будет полное знание, всегда будет куда расти и расширяться, если есть интерес и потребность.

Учиться говорить, себе в первую очередь: "Я не знаю." Без всякого самообвинения и самостыжения. Зачем оно? Не знать - нормально. Если это что-то важное и нужное для меня, то я как раз обнаружила, что не знаю это, теперь я могу узнать: с помощью книг и прочих источников, с помощью тех, кто разбирается. с помощью учителей, курсов и прочей организованной учебы.

"Я НЕ ЗНАЮ" должно стать волшебными словами, золотым ключиком, который отопрет дверь в знания. И будет отпирать ее раз за разом.

И никакого стыда! Стыд - это способ управления очень незрелым существом, психологический возраст которого 2-3 года. Человека пугают отвержением и изгнанием, за этим стоит страх смерти: "Плохой мальчик/плохая девочка! Нам такие не нужны!" - вот это стыжение.

Образование через страх пережить стыд невозможно. Просто невозможно. Это иллюзия образования. Проверяется легко: человек не может применить свои "знания", не помнит, что изучал, оправдывается, что это было давно. Это все, увы, не знания. Было давно и забыто - не стало частью человека, частью его образа. Это НЕ образование. Но это уже другая, обширная тема.

И еще. Умные люди легко признаются, что чего-то не знают. Чем умнее люди, тем проще им это спокойно сказать и внутри себя, и вслух.

Очень волнует меня эта тема. Очень этот стыд в учениках, маленьких и взрослых, мешает их продвижению в английском языке, математике, других предметах, которыми я с ними занимаюсь. Как могу создаю атмосферу поддержки, свободную от ощущения стыда. Но много нужно времени, чтобы человек, его психическое поверило, что можно говорить "я не знаю" не испытывая стыда. Что этого можно не стыдиться. Годы уходят на это. Годы. Или уходят ученики, стыд токсичен, он отравляет, увы((

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
- САМОЕ ПЛОХОЕ, ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - это создать у ученика иллюзию понимания, - цитирует мне в беседе сын своего преподавателя, профессора, доктора физ-мат наук, Скопенкова А.Б.

И добавляет уже от себя, будучи молодым преподавателем:
- Самое главное, что должен сделать преподаватель математики - это воспитать в студентах математическую культуру, научить их различать правильные суждения от неправильных и неполных.

Я же в это время думаю, что самым главным в своей работе считаю воспитание лингвистической, языковой культуры у учеников. Тогда английский язык не просто затренировывается, что тоже важно, а создается надежная основа, на которой он и далее будет расти без моего участия. А также позволит человеку после перерыва в практике языка восстановить свои навыки.

И рада, что могу также участвовать в формировании математической культуры у детей младшей и средней школы. У тех, кому сложно с математикой, но хочется, чтобы получалось. С такими обычно не работают сильные математики в школах и кружках - им неинтересно, а мне очень интересно, мое это в дополнение к обучению английскому языку.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ - МОИ МЫСЛИ
Читала я вчера свои ленты соцсетей. А вчера что было? - 1 сентября. И пишут многие мои умные и образованные друзья, а я других и не читаю, как они рады, что больше не нужно вести детей в школу или о, боже, снова это все начинается (если все же надо).

И это массовое явление. А школа = знания, учеба. Для детей это точно так. Ну и чего бы детям хотеть учиться, если родители ТАК ощущают все, что связано со школой? Даже если вслух не говорят, это как раз не важно. Дети умеют чувствовать суть, здесь не стоит пытаться их обмануть.

С массовым неприятием школы, которое просто висит в коллективном бессознательном, учеба не может быть интересным и полезным делом. И дети не хотят учиться, потому что любят своих родителей и хотят разделять их ценности. И знают современные дети все меньше и меньше, я с этим каждый день сталкиваюсь, когда рассказываю как что-то невероятное то, что в моей картине мира все знают. Чувствуешь себя таким волшебником, это да. Но я бы лучше на другой слой смыслов уходила в обсуждениях с учениками. Но не получается. До этого слоя чтобы добраться, нужно 3-5 лет, если все удачно сложится. И это очень грустно. Мне лично грустно. Очень.

И еще я никак не пойму, а что, взрослым людям хочется, чтобы школы не было? Правда хочется? Кому да, у тех дети на семейном уже учатся, много таких знаю, у самой есть такой опыт. И эти люди обычно не стонут, а по-деловому организуют учебу для своих детей. Но давайте попробуем представить, что школ больше нет. Совсем. Это точно будет лучше? Это то, о чем следует мечтать? Или, все же, все эти эмоции больше связаны с непростым процессом выращивания и воспитания детей? А он очень непростой, это правда, и чувства самые разнообразные в этом долгом процессе случаются. Но зачем же их на школу перекладывать?

Но это так, мысли в сторону. Главное, на мой взгляд, разделить в своей картине мира школу как институт и знания, умения и навыки, которые очень даже неплохо приобрести растущему человеку. И здесь я тоже вижу, что многие взрослые обесценивают то, что получили за время обучения в школе, потому что оно незаметно встроилось и теперь часть этих взрослых людей. Кажется, что ну вот зачем география, алгебра, геометрия, физика - да вообще все, что старше 5-6 класса - зачем? Про софт-скиллз говорят. Ну да, навыки работы в команде, умение ладить с людьми, эмоциональный интеллект - это все важно и нужно. Но на то они и софт, что сначала нужны харды - твердые навыки, базовые. Почему-то никто не предлагает отменить у компьютера железо и пусть будут только программы. Не будут, без железа им негде размещаться. И дети только с мягкими навыками и хардами на уровне 5-6 класса школы в баре официантами и на прочих подобных должностях смогут работать. Нужные работы, бесспорно, но дефицит профессионалов для производства боюсь, станет, зашкаливающим, когда нынешние дети станут взрослыми и составят основу трудоспособного населения.

Да-да-да, я знаю, в школах часто учат плохо. Знаю. И программы началки, где закладываются основы всей дальнейшей учебы - ужасающие. Все так. Много факторов влияет на то, почему дети не хотят учиться. По-настоящему учиться, ради знаний, ради создания нового себя с этими знаниями. Не на все факторы я могу повлиять. Вообще мало на что могу. Но буду пытаться. Своим ученикам, как могу, доношу ценность знаний ежедневно. Рада, что есть единомышленники, которые делают то же самое. Пишу с надеждой, что нас станет больше. Для того и пишу.

Если сумбурно, то это тема меня очень волнует, эмоции переполняют. Почему-то, сама не знаю почему, меня это касается лично. Вот. Высказалась)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Вчера написала пост про реакцию родителей на 1 сентября и как, по моему мнению, это отражается на желании детей учиться чему-то новому, в принципе. А подруга и коллега, филолог, преподаватель, театральный драматург, арт-терапевт Женя Алексеева поделилась в комментарии ссылкой на свою прошлогоднюю статью, написанную 1 сентября после наблюдения в соцсетях подобного же год назад. Хочу, чтобы больше людей ее прочитали, потому что согласна.

"С интересом наблюдаю, как вокруг первого сентября в социальных сетях (особенно в запрещенном нынче фейсбуке) звучат стоны сорокалетних и пятидесятилетних дяденек и тетенек, как их травмировала школа. Каждый год они неустанно пишут об этом, а болезненный опыт сорокалетней давности обрастает все новыми кровавыми подробностями. Подобные посты стабильно получают кучу поддерживающих комментариев от таких же бедолаг (многие популярные психологи, кстати, типа Петрановской, очень тоже любят эксплуатировать эту тему, видимо, подстраиваясь под ожидания своей целевой аудитории - тревожных родителей).
 
В принципе, это, конечно, свободный выбор – страдать десятилетиями или нет (хотя, на мой взгляд, проще и дешевле во всех смыслах обратиться к помогающему специалисту). Но мода на стенания и публичное расковыривание своих душевных ран в определенных кругах не проходит.
 
Но мне хотелось бы поговорить не совсем об этом.
 
Первый класс, безусловно, это большой стресс и для ребенка, и для родителей. Новый этап, который требует переформатирования привычек, режима, ежедневной рутины всей семьи.
 
Я вижу, как многие молодые (и не очень) родители пытаются экстраполировать свой печальный опыт на жизнь детей. Приведу примеры того, что сама слышу от знакомых родителей: «мне было плохо в школе», «в школе скучно и бесполезно», «там уравниловка и всех превращают в серую массу». И вот эти ожидания и установки глубоко токсичны - дети, совсем еще маленькие, идут в школу заведомо настроенные на ужас, или скуку, или бесполезное времяпровождение. И с такими установками довольно непросто успешно встроиться в новую систему, встретить друзей, подготовиться к восприятию учебного материала.

Когда я сама шла в первый класс в тысяча девятьсот мохнатом году, кто-то из родственников успешно внушил мне мысль, что в школе будет непросто, что учеба – это вообще очень тяжелый труд. И я каждый день шла в школу в ожидании, когда же оно начнется, а мы все упорно, как дураки, рисовали черточки и кружочки в клеточках. («Тяжело» на самом деле началось для меня лично только в одиннадцатом классе, когда стали проходить по алгебре интегралы, до этого трудностей я так и не встретила, но стресс от ожидания присутствовал постоянно).
 
Когда мой старший сын шел в школу, я почему-то была запугана популярными историями о царящем повсеместно школьном буллинге и агрессивных детях, поэтому я отдала ни в чем не повинного ребенка в очень странную частную школу. В итоге потратили зря кучу денег и остались недовольны ни уровнем учителей, ни их отношением к детям, во второй класс сын перешел в государственную школу (языковую гимназию).
 
Детей, безусловно, по жизни ждут сложности, от которых не уберечь (и которые они вынуждены будут пройти и преодолеть так или иначе). Но зачем изначально нагружать ребенка негативными установками? (Ну и простите проявление мифологического сознания, я таки уверена, что ожидание плохого как-то притягивает неприятные события в нашу жизнь).
 
К тому же сейчас, в отличии от советского и постсоветского времени, есть огромный выбор и школ, и самих форм обучения. И это очень хорошо."

 







Аренда на форуме