Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Дети - живые цветы земли.
Максим Горький
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 73421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
На фото сын Павел, для которого учиться и учиться интересно всегда было и остается важным делом. Поэтому учился сначала в школе, с середины 1 класса и до конца 5 на семейном образовании. Потом поступил в 7 класс ФТШ г. Обнинска, 6 сдал экстерном за лето. После 9 класса поступил в СУНЦ МГУ. На фото - 10 класс в СУНЦе, химия. Затем поступил на мехмат МГУ. После СУНЦа был разочарован, ушел в ВШЭ на матфак, где часть курсов изучал в НОЦ МИАН (Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук). Сейчас студент магистратуры факультета дискретной математики МФТИ. Это все в наше время, в наших реалиях, потому что в нашей семье знания и образование - это ценность.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
РАБОЧИЕ ЗАПИСКИ. АРТИКЛИ
Первое занятие в этом году с моей очной группой - люблю живых людей и очные группы, гораздо больше возможностей и контакт объемнее, лучше - шести-семиклассники. Одна девочка новая, знакомимся. Задание: рассказать три факта о себе, которые каждый считает важным и хочет поделиться.

Для меня это еще и проективное задание - кто что считает важным. Ну и, конечно, кто что может выразить по-английски.

Говорят разное, от того, в какой школе учатся - кто доволен и гордится быть учеником такой школы, до того, что умеет играть в футбол - уже 3 месяца как (видать, новое увлечение).

Почти все сообщают о наличии домашних питомцев: кошки или собаки, а то и двух. И пару раз звучит это так:

- I have THE dog/cat. It's name is ...

Ага, вот и повод поговорить про артикли. Как ни странно, это именно такой случай, который вызывает сложности даже у людей, уже живущих в среде и работающих в англоязычной среде - был случай такой консультации, как раз разбирались.

В чем же дело? В чем уж такая сложность?

В учебниках, которые читают наши учащиеся, написано, по-русски или по-английски, что артикль А употребляется, когда объект нам неизвестен, а артикль THE, когда говорим об уже известном объекте. Все же просто, правда? Я говорю о своей кошке или собаке, я ж их знаю, значит, артикль THE. Но нет.

Дело в том, что артикль THE означает THAT, то есть тот, который известен нашему СОБЕСЕДНИКУ. Говоря the cat - я говорю: "тот самый кот, про которого ты уже что-то знаешь". А мы про этого кота в первый раз слышим. То есть:

I have a cat. - "У меня есть кот", - одно из животных относящееся к виду животных "кот".
I have the cat. - "У меня есть тот самый кот", - мой собеседник должен понять, на что я ссылаюсь, я намекаю, что мы уже знаем вместе этого кота настолько, что я его называю "тот самый".

Не в первый раз мы с этим разбираемся. Тема артикли считается одной из самых сложных в английском. Скорее всего, придется еще и еще. Ну так мы за этим и собираемся два раза в неделю на занятия.

В следующий раз все принесут фото своих питомцев и еще про них расскажут)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
УРОКИ МЫШЛЕНИЯ. МАТЕМАТИКА
Новый ученик у меня. Шестиклассник. С математикой все сложно, попросили помочь. Пост от 22 августа про дроби - это наша встреча-знакомство была. Решили, что готовы работать вместе.

Начали с задачи на масштаб - это по программе у Г. сейчас. Я предпочитаю идти от актуальной задачи, по ходу наблюдая, где пробелы и отступая на шаг назад, потом еще на шаг и так далее. В данном случае обнаружилось, что человек измеряет линейкой отрезок на схеме и говорит, что его длина 4 см и 10 мм.

- Ага, - подумала я, - как Винни-Пух в истории, когда он хотел напугать Кенгу. В следующем ответе  положу отрывок, очень его люблю.

- Давай подробнее про миллиметры. Что такое миллиметр?
- Ну, это то, что внутри сантиметра.
- То есть, все, что внутри сантиметра - это миллиметр?
- Да.

Понимаю, что с измерениями все сложно. Начнем с азов, как обычно:
- Возьми, пожалуйста, линейку и сфотографируй ее, пришли мне фото.
Это легкое задание - сделано. Кстати, это очень полезно, когда сложные для ученика задания от учителя перемежались с легко выполнимыми. Мозгу же все равно на сложность, задание выполнено - успех, не выполнено - провал. Если переборщить с провалами, получим сопротивление на гормональном уровне.

- Скажи мне, пожалуйста, зачем нужна линейка. Как ею пользоваться в жизни. Не для задачи, в жизни.

Оказался очень сложный вопрос. Точнее, одна функция - черчение прямых линий была названа быстро. А вот то, что это измерительный прибор - пришлось подсказывать. Стали обсуждать, что и зачем люди измеряют. А также, чем измеряют. Вспомнили рулетку. Г. рассказал мне как с помощью рулетки измерить рост. Потом я показала, как можно, зная где у тебя в размахе рук метр, отмерять веревки, шнуры. Попалась под руку резиновая лента, и я ее быстро на глазах у Г. измерила таким способом - 5 метров. И рассказала ему, что у меня так отец, который занимался альпинизмом и скалолазанием отмерял страховочные веревки. Длинные, бухту за бухтой. Увидела живой интерес в глазах после рассказа и демонстрации. Теплеет, отлично!

- Теперь твой пример!

- Можно мерять ворота футбольные.
- Зачем?
- Ну, чтобы одинаковые были.
- Отлично! Да, мы так и делали, когда в футбол на каком-то ровном месте играли. А чем мерять? Рулетки же с собой обычно нет? - хочу вывести на разные способы измерений, которые существовали еще до появления метрической системы мер.

Задумался. Предлагал руками, как я с веревкой показывала.
- Ну можно, в принципе, но неудобно же, придется на землю почти ложиться.
Вижу, не приходит идея. Ну ладно:
- Стопами. Один и тот же человек, своими стопами и одни, и другие ворота. Тогда будет честно. Вот шагами можно сжульничать, сделать их длиннее или короче, а стопу нет.

- Понял.
- А раз понял, давай закрепим на практике. Что мы можем померять стопами? Давай, вон, диван, который за тобой?
- Хорошо.

Пошел, померял.
- 6 стоп.
- Теперь измерь свою стопу. Поставь на лист бумаги, отметь крайние точки: большой палец и пятку, соедини прямой линией и измерь ее линейкой (вот и линейка в ход пошла, пошла, родимая!)
- 24 см.
- Тогда какой длины диван в сантиметрах?

Дальше пошло умножение с проверкой на калькуляторе. Потом измерение дивана линейкой 20 см. Сравнение результатов. Расхождение в 96 см!)))

- Смотри, не может один и тот же диван быть почти на метр длиннее в стопах, чем в сантиметрах.
Перемерял. Стоп оказалось уже 8. Даже видео попросила записать и мне прислать, как меряет стопами, так как было не видно через экран - все верно делал. И снова выполнимое задание, в котором точно успех, заодно прикольное.

Снова умножали, складывали, сравнивали. Пришли к погрешности в 5 см. Тоже многовато, наверное, не учел то, что осталось, когда 8 стоп отмерял. Но уже 192 см стопами и 197 линейкой.

На дом задала придумать, вспомнить как можно больше разных ситуаций в жизни, где людям нужны измерения. Чем ближе к жизни Г., тем лучше.
Прощаемся. Г. говорит:
- Мне понравилось. Было про практику и про жизнь, это интересно.

Я пообещала, что и дальше так будет. Потому что я только так и учу. Это единственно возможный способ чему-то, действительно, научить.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Обещанный отрывок про "АГА" из Винни-Пуха:
— Самое лучшее, — сказал Кролик, — будет вот что. Самое лучшее — украсть Крошку Ру и спрятать его, а потом, когда Кенга скажет: «Где же Крошка Ру?» — мы скажем: «АГА!»

— АГА! — сказал Пух, решив поупражняться. — АГА! АГА!

— По-моему, — заметил он немного погодя, — мы можем сказать «АГА», даже если мы не украдем Крошку Ру.

— Пух, — сказал Кролик покровительственным тоном, — действительно у тебя в голове одни опилки!

— Я знаю, — скромно сказал Пух.

— Мы скажем «АГА» так, чтобы Кенга поняла, что мы знаем, где Крошка Ру. Такое «АГА» означает: «Мы тебе скажем, где спрятан Крошка Ру, если ты обещаешь уйти из нашего Леса и никогда не возвращаться». А теперь помолчите — я буду думать!

Пух ушел в уголок и стал учиться говорить такое «АГА». Иногда ему казалось, что у него получается такое «АГА», о каком говорил Кролик, а иногда казалось, что нет.

«Наверно, тут все дело в упражнении, — думал он. — Интересно, понадобится ли Кенге тоже столько упражняться, чтобы нас понять?»

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
КАК учиться по-настоящему? Цикл статей.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, TO DO or NOT TO DO? Пост №1.

Если спросить детей или взрослых, зачем делать домашние задания, то почти все, как под копирку, отвечают:
- Чтобы отработать материал.
Что отработать? Какой материал? Зачем его "отрабатывать"? - вот эти вопросы лучше дальше не задавать, ответа не будет, будет раздражение - вам же уже сказали правильный ответ, чего ж вам еще надо?
- А почему не сделал/сделала?
Виноватые глаза и что-то неразборчивое про то, как не хватило времени.

Бывает, что отвечаю так:
- Ну тогда, что ж, приходи в следующий раз, как сделаешь. Вот как раз у тебя прямо сейчас час времени освободился на это.
Почему-то мой ответ озадачивает и огорчает. Почему, интересно?
Ну не хватило тебе времени - вот оно, твое время. Но нет, что-то не так.

На самом деле домашку делать НЕ ХОТЕЛОСЬ. Что, в общем, вполне нормально, с одной стороны. Я сама могу не хотеть делать домашние задания на своих учебах. А иногда хочу.

Можно ли себе признаться в том, что домашнее задание делать не хочется? И что будет, если да? А как же "отрабатывать" загадочный "материал"?

To be continued

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
КАК учиться по-настоящему? Цикл статей.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, TO DO or NOT TO DO? Пост №2.

Начало 15 сентября.
Итак, ИНОГДА, а некоторым ВСЕГДА домашние задания делать не хочется.
И это разные люди. Кто-то вообще не хочет учиться, получать знания об этом мире за пределом его бытовых потребностей. Я не знаю, что с этим делать и нужно ли что-то делать, я точно не та, кто это решает.
Далее будем о тех, кто хочет познавать этот мир, у кого есть хоть искра интереса, а у кого-то и не одна искра. Я сама такой человек и мне интересны такие люди.

Но и нам, интересующимся людям, не всегда хочется делать домашние задания, и это нормально. Домашнее задание не цель, а средство. Одно из средств достижения цели освоить что-то: английский, математику, вязание крючком, что хотите. Кстати, вот те, кто учатся вязать крючком, потому что хотят научиться, будут вязать не только на занятиях (если они ходят на такие), а, конечно же, будут вязать дома, особо увлеченные везде. И не только то, что последний раз показала преподаватель, а все, до чего дотянутся, сейчас возможности безграничны при желании. А иначе зачем и затеваться, правда?

Что же по-другому со школьными, скажем, предметами? А ничего по сути. Если хочешь оСВОИть, то есть, сделать своим, частью себя, этим нужно жить довольно долгое время довольно плотно. А дальше пользоваться. Домашние задания - это подсказка от преподавателя, что на данном этапе лучше делать самостоятельно. Это минимум, от которого можно оттолкнуться.

И да, домашние задания именно эту функцию и должны выполнять, если мы говорим о настоящем обучении. А мы говорим о нем, см. заголовок.

Продолжение следует. Мнения в комментариях по этому вопросу приветствуются.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
КАК учиться по-настоящему? Цикл статей.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, пост №3: Делать легко и быстро, на хорошую оценку - КАК?

Однажды мой ученик, уже 10-классник, а знакомы мы были с его 6 класса сказал, что он понял, как получать хорошие оценки не особо больше затрачивая времени, чем раньше. И это в сильной школе. Открыть вам секрет?
- Я стал СЛУШАТЬ на уроках объяснения.
Шок-контент, правда? Оказывается, можно просто сидеть в классе, а можно слушать на уроках объяснения. И, о чудо, домашние задания делаются быстро, оценки хорошие, все довольны.

ОСНОВНОЕ ОБУЧЕНИЕ всегда происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО. Оно просто не может по-другому происходить. И эти процессы можно и нужно запускать уже во время обучения в классе. То есть, обдумывать объяснение, искать свои примеры, спрашивать себя, понимаю ли я, задавать вопросы (если это предусмотрено форматом). Решая предложенные задачи или отвечая на предложенные вопросы в классе снова думать самостоятельно, пытаться самостоятельно понять. В общем, при хороших базовых знаниях и хорошей скорости мышления можно очень много сделать в классе в нашей системе образования. Я так всегда и делала, например. И дома только немного закрепить повторением.

Возможно, обнаружится, что что-то не до конца понятно - это нормально и даже естественно. И тогда вернуться к объяснению в учебнике, поискать, если требуется, объяснения в интернете. Хорошо на этом этапе иметь возможность обратиться за советом. Кстати, совершенно необязательно родитель должен сходу ответить на вопрос ребенка по любому предмету. А вот сесть вместе и разобраться по учебнику, хорошо бы, чтобы мог. Показывая как это делать.

Знаю, что для многих это сложно и неподъемно. Собственно, ко мне за этим и обращаются в том числе. Я с удовольствием этой работой занимаюсь. Но не ЗА ребенка, а С ребенком. Готовые ответы не выдаю. Помогаю ребенку к ним прийти. Часто возвращаемся к базовым знаниям. Детей можно и нужно учить думать и учиться. Я умею и учу в рамках своих занятий английским языком, математикой, другими предметами средней школы.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
АНГЛИЙСКИЙ НЕ КАК У ВСЕХ. РАБОЧИЕ ЗАПИСКИ
"Как на уровне чувств принять английские времена глаголов"?

- Я когда в первый раз с вами позанималась, у меня было прямо смятение какое-то: меня так еще никогда не учили, я вообще не понимала, что происходит. И сначала я подумала, что не надо мне этого. А сейчас мне очень нравится, интересно! - и улыбается.

Новая ученица, шестиклассница, английский нужен для учебы в англоязычной школе. Английский учила в частной школе, а прошлый год с носителем, с которым, в том числе, занимались грамматикой по одной большой всем известной синей книге;)

Тесты на восприятие на слух и чтение сделала на А2-В1. И это здорово, не зря, совсем не зря занимались. Начинаем разговаривать - говорит инфинитивами. Например:
- Two days ago I go to an interesting place.
- Смотри, ты сказала, что два дня назад ты "ездить" или "езжу" в интересное место. А можешь ли ты сказать ездила?
- Я не помню как сказать.
- Можешь воспользоваться интернетом, пожалуйста.

На первых занятиях я смотрю, что человек умеет, что не умеет, как и какими источниками, словарями и так далее умеет пользоваться.

- Two days ago I was going to an interesting place.
- А почему именно так? - повода говорить в продолженном времени нет, мне просто сообщался этот факт. - Чем ты пользовалась? Где посмотрела?
- Я открыла таблицу времен.
- Поделись, пожалуйста, экраном, посмотрим вместе.

Ну да, на экране классическая таблица 12 времен. Спрашиваю:
- А ты понимаешь ее, да?
Ну нет, не понимает, если коротко. Более того, вижу, что не ощущает, зачем эти времена вообще нужны. Очень типичная картина. И объяснять здесь логически зачем времена нужны можно, но, по опыту уже знаю, что редко кому заходит логическое объяснение. Кому заходит - без проблем и с удовольствием объясняю. Это вообще легко.

А вот как дать почувствовать необходимость использования разных времен? Вот где задачка.

Начинаю разговаривать по-русски вот так:
- Ну смотри, я сейчас буду с тобой говорить по-русски так, как ты говоришь по-английски. Я вчера ездить в Москву. Завтра я смотреть фильм. Ты понимать меня? Здорово! Я продолжать. Давай я рассказать тебе историю про себя. Я однажды ездить в горы, на Кавказ. Мы хотели ходить на гору Эльбрус. Ты знать такую гору?
- Да, я слышала, но даже точно не знаю, как она выглядит.
- А ты открыть интернет и посмотреть.

И вот в таком ключе некоторое время разговариваем. Мне, кстати, очень непросто, приходится все время себя контролировать, чтобы не начать говорить "нормально".

Через некоторое время спрашиваю:
- Ну как, ты меня понимать?
- Ну, да.
- И как тебе так разговаривать. Наблюдай свои ощущения.
- Да, вроде, нормально.

Мы еще некоторое время поговорили так, я следила, чтобы настроение ученицы было хорошее, чтобы это не превращалось в издевательство. Нам было нужно наблюдение и живой интерес. Они были. Но инсайта пока не случалось.

Тогда я перешла на грамотный русский язык, и мы продолжили наш разговор еще пару минут. Затем, спрашиваю:
- Скажи, почувствовала ли ты разницу сейчас, когда я говорю на хорошем русском языке?

- Да! - неожиданно для меня, широко улыбается, - я поняла. Когда вы говорили инфинитивами я вас понимала, но мне приходилось в голове все время ПЕРЕВОДИТЬ то, что вы сказали на нормальный язык.

-Ура! Ура! Ура! - звучит у меня в голове.

- Правда же, это сложнее, утомительнее? - спрашиваю.
- Конечно! У меня прямо озарение, я поняла! Меня же так трудно понимать. Все время нужно переводить на нормальный английский.

- Ну да, верно. А это как же должен быть в тебе заинтересован собеседник, чтобы хотеть долго общаться с тобой переводя с твоего на нормальный английский? Я-то, конечно, пойму, я здесь за деньги с тобой общаюсь. А в обычной жизни всем хочется меньше тратить энергии и чтобы полегче было.
- Да-да, я все поняла! И мне так нравится. Я хочу заниматься! - человек просто светится. Честно говоря, на такой яркий эффект я даже не рассчитывала. Но вот, чудеса случаются.

А что если без этих фокусов и танцев с бубнами? Ну вот сказано: выучить времена, и пусть учат! Правда? Правда. Пусть. И учат же, и дети, и взрослые. А потом говорят инфинитивами. Не все. примерно 5-10% имеют способности к языкам, которые позволят им выучив правила, а также наблюдая за языком в аудио, видео и текстах начать самим говорить грамотно. С помощью преподавателя или самостоятельно, по-разному бывает. А остальные 90% пока случайно или намеренно не проведут внутри себя вот такую внутреннюю работу - не начнут. Многие так и не начали не смотря на годы занятий английским. Надеюсь, мой пост подсветил что-то.

А кому нужно подробнее и в личном контакте - добро пожаловать на консультацию или на регулярные занятия. Будни. Время согласовываем в переписке.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
УРОКИ АНГЛИЙСКОГО. РАБОЧИЕ ЗАМЕТКИ
Новая группа, 3-4 класс, очная. Начинаем с начала, хотя английский в школе есть уже год или два, но мне надо научить учиться и дать базу.

Учебник мой любимый для этих целей Happy English.ru Кауфман К., Кауфман М. Нравится он мне за то, что я не являюсь источником знаний для детей. Им является учебник. То есть, дети учатся работать с источниками информации, а не верить на слово даже учительнице. То есть, верить-то неплохо, а вот что делать если прослушал, не понял, нужно еще обдумать? Книга всегда у тебя в доступе - читай столько раз, сколько нужно, обдумывай на своей скорости. А вот за разъяснениями можно и к учителю обратиться.

Заодно дети учатся читать и понимать тексты правил и задания. Этот навык школа сейчас не формирует. Приходят и гораздо старшие дети, которые не умеют этого. Это сейчас массовое явление. Я учу. Терпеливо и последовательно.

Ну а мое дело оживить и так очень интересный и живой учебник, сделать уроки про детей. Как?

Например, учимся произносить звук [p], а он в английском с выбросом воздуха происходит. Авторы предлагают поставить перед ртом ладошку и проверять, есть ли струя воздуха. И мы обязательно это упражнение делаем. А потом я вспоминаю фильм "Моя прекрасная леди" и беру свечку. Нужно ее задуть, произнося звук [p]. Надо ли говорить, что всем понравилось? Кое-кто даже дома повторил - сегодня рассказали.

В страноведческом материале у нас упоминается, что название страны, язык которой мы учим Соединенное Королевство. А значит кто в этой стране должен быть? - Король или королева. И да, дети это примерно понимают, но вижу, не касается это их особо. Тогда предлагаю им, каждому, представить себя королем или королевой. У каждого свое королевство. И что они будут делать. Как управлять страной? Какие приказы отдавать?

Думаете, легко? Сначала вообще ничего в голову не приходило. Потом разошлись потихоньку: кто воевать пошел, кто дороги чинить мастеров отправил, кто уголь добывать. Нелегка жизнь у королевской особы, как оказалось.

И так на каждом занятии: живой, личный опыт. Все пропустить через себя. Тогда и поймешь, и запомнишь. По-другому никак.


Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ПОХВАЛЮСЬ НЕМНОГО. АНГЛИЙСКИЙ МОИХ УЧЕНИКОВ
По случаю Дня учителя решила похвалиться своими учениками и их успехами.
С Лизой мы занимались с ее 3го курса медицинского института до конца ординатуры. За это время она сдала IELTS на 6.5, это два года назад было. Сейчас IELTS пока неактуален, а то бы пересдала на 7.0. Пишет, как она поступала с английским в аспирантуру.

Егор - студент 2го курса ВШЭ, философский факультет. Занимался со мной с 6 по 11 класс, участник региональной олимпиады по английскому в 11 классе, очень прилично сдал ЕГЭ по английскому, хотя это не являлось основной специализацией.

Костя - автомеханик-электрик. Учился у меня с 3 класса до 2 курс колледжа. Английский нужен для себя, нравится очень.

Андрей - сейчас в 5 классе. Занимались один год пока. В школе на олимпиаде по английскому выступил очень достойно. За год до наших занятий едва удавалось сдать язык за год. В прошлом году в конце года легко получил "5".

И, конечно, это не все. Кто-то перестал бояться языка, кто-то сделал рывок, что "сам в шоке". Главная награда для меня - это когда человек, большой или маленький, использует язык для своих задач. Пользуется им, живет уже с языком. Именно это я считаю своей метазадачей - дать людям английский язык как способ расширить свой мир, чувствовать себя способным общаться, смотреть фильмы, читать, понимать мемы и надписи на футболках - иметь свободу в языке. И иметь такую базу, которую при необходимости можно достроить до нужного уровня, потому что есть умение учиться языку, понимание подходов в его освоении.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ЭВОЛЮЦИЯ УЧИТЕЛЯ КРУПНЫМИ МАЗКАМИ. Ко Дню учителя, мои мысли.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: ИМИТАЦИЯ действий учителя, которая заметна наблюдателю, то есть каждому, кто учился в школе, то есть всем, практически.
Можем видеть уже на Дне самоуправления в школе у подростков. Встать у доски, рассказать тему, дать задание, вызвать к доске, поставить оценку, сделать замечание болтуну, можно еще добавлять.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ такого учителя происходит на уровне строгости, даже жесткости в контроле выполнения домашних заданий, соблюдении дисциплины, так как правильность всех этапов учебного процесса не подвергается сомнению.
Для подростков и самых начинающих учителей на практике - нормально и верно, но, к сожалению, какой-то процент работающих учителями так и остается на этом уровне.

УЧЕНИКИ таких учителей считают, что "надо просто больше работать" и "мы просто плохо старались и были невнимательные". При этом, больше работать, стараться и что-то делать с внимательностью (что, интересно?), им не помогает.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: видит, что имитация не очень работает и задумывается: "А что не так?" Ищет способ объяснить тему доступно для данного класса, затем снова дает упражнения для отработки, самостоятельные и контрольные работы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ учителя происходит на уровне приемов и методов объяснения. Может, хотя и редко, доходить до виртуозного владения материалом и объяснения несколькими разными способами, умения делать это на языке аудитории. То есть, художникам объяснять через рисунок, футболистам через особенности футбола, проводя параллели и приводя примеры.

Это очень хорошие учителя, которых если есть 2-3 среди предметников у конкретного класса, то классу очень повезло. Однако, если нет выхода на третий уровень, то такой учитель может выгореть, так как его значительные усилия не приводят к такому же значительному результату. "Сколько можно объяснять?" - рефрен, звучащий из уст этого человека. Он, правда, не понимает, сколько можно.
Талантливые люди, которыми являются учителя второго уровня, часто не в состоянии верно оценить скорость усвоения материала разными группами учеников. Склонны мерять по себе, делая небольшую скидку, что "ну да, немного медленнее, чем я поймут, повторю два раза, уж ладно".

УЧЕНИКИ в таком случае получают послание, что они не справляются, видимо глупые. Обычно про себя думают жестче "я тупой/тупая".

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: понимание темпа освоения материала учениками. А также, готовность встретиться с незнанием учениками чего угодно спокойно и готовность этому научить прежде, чем давать свой материал. Не знает ученик, что такое миллиметр в 6 классе или что значит слово "метелка" (думает, что от слова "метиться", то есть "метаться" по-нашему) тоже в 6 классе - значит нужно поиграть с линейкой и измерениями или обратиться к словарям и разобраться со словами.
Новое должно ложиться на известное, на хорошую базу. Там, где в этой базе пробелы и слепые пятна - их нужно, просто необходимо заполнять и только потом двигаться в сторону усложнения. И давать ученикам столько времени на освоение, сколько нужно их мозгу, чтобы это обработать. Для этого хорошо много практики, разных заданий связанных с жизнью учеников. Должно быть нескучно, наоборот, очень разнообразно и близко этим конкретным людям.
Как ни странно, "тише едешь - дальше будешь". Кажется, что так программу никогда не пройдешь, но именно такой подход дает плоды. То, что ученики освоили остается с ними на всю жизнь и позволяет учиться дальше и в школе, и в вузах, и в профессии.

Учителя первого уровня вообще не думают об этом: ученик должен учиться и учится: материал - упражнения в классе - домашка - контрольная - новая тема. Результаты - какие есть, я свою работу делаю.
Учитель второго уровня так умен, что не готов встретиться с уровнем понимания и знаний своих реальных учеников. Такому хорошо работать в сильных школах, с сильными отобранными детьми еще и мотивированными учиться.
Учитель третьего уровня может учить любого ученика, без органических нарушений и приводить его, ученика, к его максимально возможному результату без потери веры в себя, с сохранением достоинства.

Да, да, да, я знаю про требования официальной школы к учителям. И это боль. С этим, увы, я ничего поделать не могу.
А также, я не рассмотрела, конечно же, аспекты взаимоотношений с учениками, формирование учебных компетенций, дисциплины, наверное, и еще что-то есть, сейчас не соображу. Все не охватишь. Пока так.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
АНГЛИЙСКИЙ В ШКОЛЕ. БОЛЬ
Только что случился разговор с соседкой по подъезду:
- А вы, говорят, репетитор?
- Да, - киваю.
- А какой предмет?
- Английский.
- А вот он, - кивает на стоящего рядом внука-второклассника, - не может сам домашние задания делать, а я не могу помочь, - расстроенно пожимает плечами бабушка, которая, как я знаю, и растит этого мальчика.

Я вижу, что этим людям не нужна моя, достаточно дорогая, работа. Им надо просто, чтобы в школе, во 2м классе не было проблем с выполнением домашней работы. А они есть.

- Я боюсь, что не смогу быть вам полезна. Я же не делаю с детьми домашние задания. Совсем. Тот учебник, по которому они учатся в школе, я его считаю плохим для обучения, совсем неподходящим. Я беру свой, другой. мы по нему занимаемся, и, благодаря этим занятиям, дети начинают справляться со школьной программой. Но вам же не это нужно, верно?

- Ох, нет, мне бы найти, кто ему уроки сделать помог. А где же искать?
Пожимаю плечами:
- Так-то много кто преподает, в интернете можно посмотреть.

Бабушка размышляет:
- Мы, вон, в центр его пошли записать, за 4000 руб. в месяц. Но у них же тоже не по школьному учебнику, у них свое. А уроки он как делать будет? А еще говорили знакомые, что ходили к учительнице, но она тоже дала свой учебник, по школьному отказалась заниматься.

Что мне тут сказать? Я бы и рада помочь, но как? Я учу языку и учу учиться. Здесь такого запроса нет. Не у всех он есть. Разные люди, разная жизнь, разные цели в жизни.

Вообще, безобразие, конечно. Если ребенок во втором классе не может сделать домашнее задание по предмету до такой степени, что родители должны нанимать специального человека для этого, то школа не справляется со своей работой. Совсем.

ТАК. БЫТЬ. НЕ ДОЛЖНО.

Домашняя работа должна быть выполнима. Учебник должен помогать. Учитель должен давать на дом то, чему дети научились в классе. Очень-очень грустно.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ГРАМОТНО? АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА
Есть такой тип учеников у меня, которые научились довольно ловко понимать на слух и тексты, на уровне А2-В1 вполне справляются. Некоторые уже и кино и видео смотрят без субтитров и основной смысл бытовых, повседневных ситуаций улавливают. Однако, очень стесняются говорить сами. Потому что умения понимать они достигли за счет пополнения пассивного словарного запаса, то есть, понимают много слов (это ли не мечта любого, кто хочет освоить язык!) и наблюдательности с сообразительностью.

Как рассказала мне одна, просто гениальная в плане наблюдения за собой и своим языком, девочка:
- Когда я слушаю, все мое внимание сконцентрировано на том, чтобы перевести слова. А на порядок слов и времена моего внимания уже не хватает.

Это человек в 12 лет так рефлексирует. Очень круто и очень верно. Именно так у довольно большого количества изучающих язык и происходит. Да, если у вас не так, пожалуйста, не надо об этом писать, хорошо?)) Я знаю, что не у всех так.

А дальше человеку нужно что-то сказать. И здесь мозг пытается опереться на родную, впитанную с молоком матери грамматику. Плюс то, что как-то странно зашло в голову, когда в школе или на курсах объясняли правила грамматики или в учебнике их же читали.

Получается что-то такое:
- I go to the beach yesterday.
- I am went to the beach yesterday.
- I going to the beach yesterday.
- I was went to the beach yesterday.

А учитель все говорит, что НЕПРАВИЛЬНО! Что-о-о! Ну вот как это неправильно? А как правильно-то?
- I went to the beach.

Но потом же и другие предложения нужно говорить, а там будет:
- I am going to the beach now.
- I was going to the beach, when you called me.
- I go to the beach every morning.

И это уже правильные предложения! А те, первые почему были неправильные?! Ну что за дурацкое жонглирование словами!
Нет-нет, так ярко никто на уроке обычно не возмущается. Все соблюдают приличия. Но я-то слышу как это звучит подтекстом.
Неужели с этим можно разобраться и не запутаться? Вон, про 12 времен говорят. Ну какие 12, у нас 3 и достаточно!

Разбираемся. Хитрыми способами, которые позволят свернуть со старых, уже накатанных, но странных рельсов на нормальные, прямые и гладкие. И дело даже не в секретных хитрых способах, а в тонкой работе с мышлением ученика, с настройкой на его способ мышления, подстройкой и потом аккуратным переводом на новые рельсы.

Потихонечку, доступными заданиями, но мозг скрипит, плавится и не понимает ничего поначалу. Потом легче пойдет.

Это я только что урок закончила. Когда такой переход только-только начинаем. Ощущение, что разгрузила вагон)) Но я знаю, что так не всегда будет. Как красиво у меня едут те, кто со мной уже 2-3 года - это ж просто песня!

Но долго, да. Несовременно. Особенно для взрослых. Говорят, взрослые сейчас вписываются только в краткосрочные обучения, потому что горизонт планирования сократился. С детьми попроще. Но и взрослые есть. Классные)

PS Конечно, можно говорить и про принципу "Твоя моя понимай", но для многих людей это очень некомфортно. Не хочется чувствовать себя глупо. Это очень огорчает, погружает в стыд, выключает из нормальной коммуникации с собеседником. И человек погружается в состояние: "Я уже столько учу, а говорить не могу". Очень неприятное ощущение, из которого часто не видно выхода, кроме как бросить и решить, что к языку не способны. Но это не так. Выход есть, если кому нужен.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ЧУДЕСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЗГА

У меня последние дни необыкновенный подъем в работе. У меня всегда работа - это акт творчества, а сейчас мне такие идеи в мозг подгружаются, а я не боюсь их ловить и пускать в дело, что хожу потом в приподнятом настроении. Мозг как будто радостнее и смелее стал, идеи на стыке разных сфер. И я знаю, что тому причиной, но о причинах расскажу немного погодя;)

Например, девочка-шестиклассница сегодня посреди занятия математикой делала куличики из песка. И это было лучшее, что мы могли делать.

Сказала в конце занятия, что после этих куличиков ей прямо учиться хочется. И это живой процесс, прямо на уроке рожденный.

Я и маме не постеснялась посоветовать купить домой набор, должны уже заказать)

Очень ощущаю как знание, что делать, подгружается в моменте работы. И как же это круто! А еще скажу, что мы все так потенциально можем. Пока учу этому своих учеников потихоньку)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ. ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ
Постоянно обучаю детей учебным навыкам. Без них обучение в хорошими результатами невозможно, а их детям критически не хватает.
Задала девочке-шестикласснице попробовать самой разобраться с временами в интернете - в данном случае именно этот прием считаю уместным, но это не для всех, а лично для нее. И вот что она обнаружила:
- Я теперь начала записывать и это мне упростило жизнь! Теперь все вопросы не крутятся в голове и можно запоминать больше информации.
Вот такое личное открытие у человека. И только через такие открытия и происходит любое обучение.

 







Аренда на форуме