Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Дети - живые цветы земли.
Максим Горький
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 73456 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Anna

  • Участник марафона красоты
  • Профессор в воспитании
  • *
  • Сообщений: 7333
  • Аня

  • Вы сказали спасибо 427 раз
  • Вам сказали спасибо 1542 раза
Мы можем сколько угодно это обсуждать на конференциях, но здесь единого решения нет, как мне кажется. В курс изучения иностранного языка в школе добавят дополнительные часы на восполнение предметных и метапредметных знаний?)) Вряд ли такое случится. Здесь нужна плотная работа преподавателя и родителя.

 Вот как можно похудеть с www.nadietah.ru !

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Анна, хорошо. Но если говорить не о чем, то давайте на этом разговор в моей ветке и закончим.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Будни преподавателя английского. Психология плюс педагогика.

Девочка в группе, ученица начальной школы. Умная, славная, но какая-то напуганная. Когда нужно отвечать - голос дрожит. Попросила другую девочку из группы объяснить первой один непонятный момент. Вторая девочка чуть старше, но тот же испуг при ответе, пока речь идет об учебных вопросах. Вторая девочка аж удивилась: "Почему ты так меня-то боишься?"

Я смотрю внимательно, слушаю пространство и себя. Давно уже этот страх славной девочке учиться мешает. Говорю: "Может быть однажды воспитательница в детском саду или учительница в школе сильно напугала, отругала за что-то. Или, может быть, кого-то еще сильно ругали при тебе, а ты испугалась?" Слушает, вдруг что-то вспомнила: "Да, у нас учительница на одного мальчика в классе, когда он неправильно отвечает, начинает кричать. Это бывает очень неожиданно, и я пугаюсь".
О-хо-хо. Увы, это наши реалии.

Дала кой-какой совет девочке, если сработает - расскажу, пока не буду. В любом случае, вот так рассказать вслух про свой страх - очень целительно, он от этого уменьшается.

Вам сказали спасибо Зернова Татьяна

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Будни преподавателя английского. Психология плюс педагогика.

Обещала рассказать, что я посоветовала своей ученице, когда в другой раз учительница будет кричать, если совет сработает. 

Спросила сегодня ученицу, пришлось ли испробовать совет. "Нет", - говорит, - "учительница не кричала с тех пор. Она не часто кричит." В общем, та учительница это делает только в крайних случаях, когда считает, что другие методы не позволят детям собраться и начать думать. Это я из беседы выяснила.
А дальше я спросила: "А как ты думаешь, учительница правильно делает, что кричит, когда дети долго не могут дать правильный ответ?" А теперь, внимание: "Да," - говорит, - "правильно". Выяснилось, что ребенок искренне считает, что крик - это такой правильный учительский способ в случаях, когда ученик не может или не хочет над чем-то подумать и дать правильный ответ.

Знаете что напоминает: раньше, лет 100 назад, дети покорно шли на экзекуцию розгами или линейкой, если они не сделали домашнее задание или еще как-то нарушили учебную дисциплину.
У меня и вторая девочка подтвердила, что если человек ленится и не хочет думать, то можно и "помочь" ему тем, что на него накричать.

Честно говоря, я не ожидала, что дети так уверенно скажут, что крик - это неприятное, но необходимое. Я даже предлагала им представить себя на месте учительницы, как будто они выросли и работают в школе. Они мне сказали, что да, они бы тоже в "нужных" случаях кричали. А мы удивляемся, почему учителя в школах продолжают кричать, хотя сами в детстве страдали от криков своих учителей. Вот эта самая модель.

И что же делать. Первым делом дети должны знать, что кричать на людей нельзя. И если кто-то кричит, то это нападение, словесные удары. И что это - плохо. Никаких благих целей тут быть не может. Я привела девочкам пример с телесными наказаниями в школах раньше, которые дети того времени тоже считали нормой, а потом это было запрещено законом. И теперь нормой не является.

Что же делать? Нужно говорить детям открытым текстом, что на людей кричать нельзя. Что это - плохо. Что это - нападение, драка. И если мы, правда, собрались драться, то можно и кричать. Но это уже другие случаи. Уж точно не учебные и бытовые.

Правда, в этом случае придется и за собой последить. Прикрикнуть на ребенка после этого, боюсь, окажется серьезной ошибкой. Тогда уж лучше этот разговор и не заводить...

Вам сказали спасибо Darya, Зернова Татьяна

Оффлайн Marka

  • Сливка общества
  • ******
  • Сообщений: 6227

  • Вы сказали спасибо 710 раз
  • Вам сказали спасибо 1467 раз
Форм эмоционального насилия много. И увы родители ими владеют не хуже учителей

Вам сказали спасибо Ярослава Карабаш
Красота в глазах смотрящего...
Моя страничка

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Форм эмоционального насилия много. И увы родители ими владеют не хуже учителей

Татьяна, согласна с вами. Я пока о том, чтобы "call a spade a spade" - называть вещи своими именами. Назвать насилие насилием, а не действием во благо - это первый шаг для реального изменения ситуации. Я так думаю.

Вам сказали спасибо Marka

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Закулисье уроков английского.
Вчера готовилась к уроку с подростками. Решила и с вами поделиться. Кто понимает шутки, тот понимает язык   8)

I sold my vacuum the other day.
All it was doing was collecting dust.

Why was Cinderella so bad at soccer?
She kept running away from the ball!

To whoever stole my copy of Microsoft Office, I will find you.
You have my Word!

Bacon and eggs walk into a bar.
The bartender said, “Sorry, we don’t serve breakfast.”

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Как мы выясняли, что такое «таблица».

Некоторое время назад, я видела обсуждение в сообществе коллег-преподаватель, что почему-то дети не любят и затрудняются заполнять таблицы, когда они встречаются среди заданий в учебниках. Так вот, я сегодня узнала, что дети могут и понятия не иметь, что такое таблица, даже видя ее перед собой и даже заполняя ее. Не верите? Я бы тоже не поверила, а вот. Дело было так…

Я с одной ученицей провожу интегрированные уроки – мы с ее мамой договорились, что будем проводить такие уроки, так как им это необходимо – стала «проседать» математика в 3м классе, а я не против помочь. Девочка, к слову, почти отличница, очень сообразительная. Учебник сильный, хороший – Петерсон. Приходит сегодня на урок и рассказывает, что они делали на уроке задание, которое учительница дала, чтобы дети научились ориентироваться в таблице. Между прочим, очень дельно запомнила цель задания.

Задание на фото внизу статьи - посмотрите, чтобы понять, что меня побудило проделать все дальнейшие действия. Смотрю, киваю, задаю наивный вопрос, просто чтобы начать разговор: «Так, а покажи мне таблицу». Ребенок показывает на картинку с шариками. Уверенно. Вот вам и «таблица»… Как после этого можно осмысленно работать с таблицами? Никак, да. Стали разбираться.

Шаг первый. Я еще не знаю насколько человек не понимает, что же такое таблица, поэтому предлагаю посмотреть на три таблицы на развороте в учебнике и сказать, что у них общего. Девочка смотрит, думает, говорит: «В них во всех дана информация по какой-то теме». «Отлично», - говорю я, - «но информация по теме дается не только в таблицах. Вспомни, например, правила. Там тоже есть тема и информация по теме». Думает. Кивает.

Шаг второй. «Давай», - говорю, - «посмотрим значение слова «таблица» в толковом словаре». Достаю с полки толстый словарь русского языка Ожегова. Ищем слово «таблица», попутно показываю как искать слова в словаре. Нашла, читаем: «таблица – это сведения о чем-нибудь, данные, расположенные по графам». «Графы?» - спрашивает девочка. «Да», - говорю, - «теперь нам надо посмотреть, что такое «графы». Снова листаем словарь: графа – полоса или столбец на бумажном листе, ограниченные двумя линиями». Рисую на доске то, что мы прочитали. И становится все ясно: вот же эти графы в таблицах.

Шаг  третий. Рассматриваем таблицы в учебнике математики 3 класса. Смотрим, что мы можем узнать из этих таблиц.

Шаг четвертый. Просто рассматривать чужие таблицы – мало. Надо сделать свою, чтобы лучше понять как таблица устроена. Предлагаю придумать, какую таблицу девочка может составить. Решила сделать таблицу по дням недели с вариантами школьной формы, которую в разные дни носит. Сделала. По вертикали – дни недели. По горизонтали – блузка, юбка, брюки, сарафан. И плюсы или минусы, если носит или нет. Сделали. Но данных получается маловато.

Шаг пятый. Предлагаю сделать таблицу по дням недели, в которой будет отражено, сколько оценок 5, 4 или 3 она получила в каждый из дней недели. Сделала. Осталась пятница, ее заполнит завтра. Очень наглядно получилось. Сразу видно, чего сколько. Посмотрела, посчитала оценки, сказала, что на следующей неделе постарается получить только пятерки – там и на этой почти одни пятерки, к слову.

Шаг шестой. Стали обсуждать, где мы еще видели таблицы. Я показала две таблицы в нашем учебнике английского, уже в пройденных темах. Вот не возникало у человека вопросов, почему так странно, в столбиках и строчках информация расположена. А тут как глаза открылись. Таблицы приобрели смысл! Вдруг осенило, что и электронный журнал – это таблица, и дневник школьный – таблица.

И все это мы обсудили, узнали и сделали быстрее, чем я это описываю. Минут 40 на все. И человек у меня знает, что такое таблицы. Мы ими примерно каждый день пользуемся, между прочим. Базовые знания. Большинство детей, боюсь, не в курсе.

За оставшиеся 20 минут мы успели отлично позаниматься английским. С тех пор, как я слежу, чтобы в математике не оставалось «белых пятен», английский движется гораздо бодрее. Вот такая неожиданная связь.

PS поняла что надо добавить как к роликам с трюками каскадеров: "Не пытайтесь это повторить в домашних условиях, требуется специальная подготовка")) В этой шутке лишь доля шутки: я все это сначала сделала в состоянии потока (знания, опыт, чутье, контакт с конкретным ребенком). Подход масштабировать можно и нужно, конкретные действия - не надо, можно получить совсем не тот результат.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Традиционно в Рождество выкладываю ссылку: Санта летит над Землей. И над нами пролетит) Следите, машите рукой))
Трекер здесь: https://www.noradsanta.org/

Вам сказали спасибо Женечка

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Психология обучения. Заметки на полях.

Учить язык - это много времени, разнообразных занятий, которые иногда кажутся бессмысленными.
Ощутимый результат: "могу говорить и понимать, что говорят мне" сильно отставлен во времени от первого урока иностранного языка. Получается, что ты занимаешься и как будто веришь, что однажды заговоришь. А если устал? А вдруг это все зря, а у меня тут жизнь проходит? А вдруг я неспособный/ая к языкам? И упражнения какие-то дурацкие!
Если такие мысли посещают ребенка, то у него есть мама/папа, которые скажут: "Надо продолжать, все получится" и прочие слова, подержат границы.
А когда такие мысли посещают взрослого, который решил заниматься, а потом вот это всё? Если нет тех же самых границ в виде острой необходимости по работе, например? Взрослый человек просто перестает заниматься.

Средний период от начала занятий до окончания "медового месяца", при условии, что он был - 1,5-2 месяца.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Закулисье.

Сегодня славный интегрированный урок случился, хочу записать. Приходит моя ученица и с ходу начинает спрашивать (у нас так уже повелось, что она может сразу рассказать или спросить что-то, что ее сейчас больше всего занимает или волнует): "А мы сегодня на уроке читали историю про то, как гуси Рим спасли. А потом там было про праздник в честь этого и там собаку убивают. Они что, берут любую собаку и убивают? Ни в чем не виноватую?"

Я историю эту знаю, но про убийство собаки не знаю ничего. "Давай-ка", - говорю, - "погуглим и выясним". Ищу в интернете информацию, празднуется ли то древнее событие и как." Не нахожу ничего толкового. Зато нахожу рассказ Л.Н. Толстого, который и читали на уроке, а там в конце такой текст: "С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет."

"Слушай", - говорю, - "наверное это был обычай того, очень старого времени. Тогда нравы были простые и жесткие и бить собаку палками до смерти, увы, не считалось такой уж жестокостью. Но, конечно, это ужасно".

Предлагаю посчитать как давно это было. В рассказе есть год: 390 лет до Рождества Христова. "А давай посчитаем, сколько лет назад это случилось?" А сама думаю, что и про летоисчисление поговорим, и, кстати, знакомство с отрицательными числами устроим. Рисую линию времени. Отмечаю на ней год Рождества Христова. Откладываем наш 2021 год. Предлагаю отложить 390 лет до РХ. Делает. Как узнать сколько всего лет прошло с момента события до сегодняшнего дня?

Хотя и отрезки нарисованы, а ребенок все равно пытается вычесть из 2021 390, а не сложить. Почему? Да потому что обычно надо было вычитать! Операция привычная. Как посчитать разницу если все даты положительные девочка уже знает. А то, что сейчас надо сложить, в голове не укладывается. Даже глазам не верит. Нарисовали еще, поговорили, сложили. Заодно сказала про отрицательные числа и про то, что "минус на минус дает плюс". Нет, не чтобы прямо запомнила, а так, для первого знакомства, чтобы в следующий раз легче было понимать.

Заодно у девочки случился инсайт. "Я теперь поняла," - говорит, - "как так получается, когда говорят, что вот динозавры жили миллионы лет назад, а я думала как так может быть, если сейчас только двухтысячные годы". И вот же здорово, думал ребенок об этом. Я радуюсь. И открытию ее радуюсь.
Осудили древних людей за то, что били невинных собак. Утешились, что сейчас уже давно этого обычая нет, а то ребенок волновался - очень любит собак и переживает за них.

Приступили к англоязычной части урока. Сделали много и с хорошим настроением. Детка очень удивилась, что час так быстро прошел. А мама ее, когда забирала, сказала, что девочка стала учиться в школе с большим удовольствием, более собранная и вообще они не нарадуются. Благодарила)

PS На фото наши рабочие записи. В углу записано "философ". Это мне не забыть ответить, кто такой философ - попалось слово в учебнике в тексте про музей восковых фигур мадам Тюссо - странноведческий текст на русском языке. Обещала рассказать) Очень люблю и ценю детские вопросы про все на свете. И считаю их очень-очень важными.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Как мы играли в игру: "Your daughter/son hasn't done her/his homework!"

Урок в мини-группе. На уроке 2 ученика-подростка. Девочка и мальчик. Девочка пришла на урок, но домашнюю работу не сделала. На это я реагирую по-разному.

Сегодня мой внутренний педагог-гроссмейстер сначала сделал обычный Е2-Е4 (все разговоры ведутся на английском): "Хорошо, тогда расскажи, пожалуйста, что помешало тебе домашнюю работу сделать". Девочка начинает отвечать. Я тут же понимаю, что мальчик без специального задания слушать не будет - это же мне отвечают. А моя задача максимум - 100% вовлеченность 100% времени.

Следующий ход: "А ты, С., пожалуйста, слушай внимательно, что Н. расскажет и потом перескажешь мне, меня как будто пока и нет, и я ничего не слышу". Н. кое-что сказала, С. уточняет, нужно ли ему просто повторить, что Н. сказала. "Нет, конечно, ты мне объясни причину, по которой Н. ДЗ не сделала".
И тут я ловлю волну игры: "О, С. будет сейчас папа Н., я - строгий учитель из школы. Н. не сделала ДЗ, я вызываю тебя, С. в школу, потому что твоя дочка не сделала ДЗ. Тебе надо сначала узнать у дочки что да как, а потом объясниться со мной".

Далее, со всяческой поддержкой игры с моей стороны, в несколько итераций мы выясняли почему дети (ученики менялись ролями) не сделали ДЗ. Я, как положено школьному строгому учителю, всяко выговаривала, а "родителям" нужно было как-то выкручиваться и защищать "детей".
Английский, как я и люблю, стал лишь средством, а не целью. Насколько могу судить, удалось погрузить ребят в атмосферу игры и почувствовать себя в роли родителей, которых вызвали в школу, и им нужно защищать их детей.

Обсудили потом, каково это, быть родителем в такой ситуации. Говорят: "непросто", и вижу, что не лукавят - у нас отношения достаточно доверительные, чтобы не говорить то, что хочет слышать учитель.

Я думаю и вижу, что это был полезный опыт для детей. Родителем быть никто не учит. Родителей понимать тоже никто не учит. Хоть иногда вставать на их место, пока ты ребенок или подросток - очень расширяет картину мира. Обратное, кстати, тоже верно. Вспомнить себя ребенком, подростком.

Получился урок в формате "как я люблю": много живого естественного языка, со смыслом, с жизненными, касающимися учеников ситуациями. Довольна)

Вам сказали спасибо Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Как оценить работу репетитора. Способы создания учебной мотивации.

В одной группе про образование в Фейсбуке обсуждается вопрос как выбирать репетиторов, как оценивать их работу. Очень горячий вопрос. Ведь правда, родители платят деньги. Хотят, конечно же, за свои деньги получить хороший результат. А он, результат, не всегда хороший. И как быть, если выбираешь специалиста по отзывам, с хорошими результатами и прочими признаками хорошего специалиста, а собственный конкретный результат сильно ниже ожидаемого.

Не то, чтобы я знаю один универсальный ответ. Скорее я знаю, что универсального ответа нет. И что каждый случай надо разбирать отдельно. Задача-то системная. В системе: преподаватель-ученик-родители. И все компоненты системы имеют значение, влияют на результат. Если результат не устраивает, надо смотреть на все компоненты системы и на процесс их взаимодействия.

Пройти мимо поста я не могла, написала кратко про свой личный опыт как преподавателя:
"Чужие истории успеха (в портфолио преподавателя), увы, не гарантия успеха вашего ребенка. Я сама преподаватель английского. И у одной и той же меня от историй невероятного успеха до полного провала (по разным причинам), ну и много учеников где-то между двумя этими точками.

Знаю из рабочего опыта, что если ребенок не хочет учить предмет, хоть наизнанку вывернись - результат будет стремиться к нулю, а я буду выгорать. Поэтому сейчас от таких сразу отказываюсь, как только понимаю, что это так. После того как попробую все мои способы включения мотивации."

В ответном комментарии меня спросили про мои способы включения МОТИВАЦИИ. Тоже решила скопировать сюда то, как на сегодня это сформулировалось:

1. Сначала отношения. Ученик должен ощущать себя в безопасности, не бояться сделать ошибку или задать вопрос.

2. Позволить не понимать, объяснить по-другому, найти способ объяснения понятный этому ученику.

3. Видеть в ученике человека, не объект, а субъект процесса.

Отсюда 4: Предлагаю ученику подумать, зачем, с какой целью он занимается. Детей и даже взрослых с ясной целью мало. С остальными формулируем вместе. Важно, чтобы это была их цель, а не правильные слова, которые они знают, что нужно говорить, чтобы от них отстали или потому что так правильно и все так говорят.

5. Иду от интереса ученика. У меня занятия языком. Я общаюсь с учеником, узнаю его интересы и предлагаю истории, видео, книги на интересные ему темы, задания даю исходя из интересов и особенностей личности ученика.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Живое обучение.

"О, сколько нам открытий чудных..." А. Пушкин
Есть у меня одна юная особа, которая в течение этого года показывает мне, что те учебные навыки, которые я изо всех своих педагогических сил прививаю ученикам, развиваются сами собой при искренней заинтересованности плюс отсутствии тревоги в процессе учебы.
Настоящая учеба - это про открытия. И эти открытия подстерегают искренне обучающегося на каждом шагу. Вот вам история про это.

Ведем мы на днях с моим ассистентом Винни-Пухом урок. Винни-Пух, кстати, отличный ассистент. Очень мне помогает. И среди работы вдруг моя ученица говорит:
"Я хотела вам рассказать, как я сделала открытие!"
"Конечно же рассказывай", - говорю я, немедленно прерывая выполнение упражнения.
"Я давно(!) думала, почему слово go, которое я видела у нас на навигаторе в машине, произносится как [гоу], а не как [го]. Я даже кого-то спрашивала, но мне не объяснили. А вас я забывала спросить. А недавно поняла!" - это мы как раз недавно чтение гласных в открытом слоге прошли. До этого читали только в закрытом, и буква "о", конечно же, читалась в них [о], как в слове dog.
У ребенка светятся глаза. Чистая радость преподавателя: вот оно, живое обучение!
Продолжаем заниматься. Уже в конце урока девочка спрашивает:
"А можно я Винни-Пуху задам вопрос?"
"Конечно."
"Винни-Пух, а ты когда-нибудь делал открытия?"  И видно, как это важно для девочки, сколько радости от того открытия, которое сделала она.
Винни-Пух аж растерялся от неожиданности и забормотал, что у него в голове одни опилки, что, может быть, и делал, но не помнит.
А потом Винни-Пух вспомнил, уже после урока! Ну конечно, он же открыл Северный полюс! Ждет теперь следующего урока, чтобы рассказать юной леди, которая познала радость открытия.

В человеке заложено умение учиться, которое при благоприятных условиях разворачивается, раскрывается во всей красе.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Ответственность за учебу и мотивация.

Дети часто не ощущают никакой ответственности за свою учебу. И тогда, я считаю, что настоящий учебный процесс просто невозможен.
Пример из практики. Приходит ученик, 8 класс. Проблемы с английским. Может быть двойка в четверти. Это у него уже несколько лет была репетитор, которая помогала ему делать уроки. Начинаем работать. Вижу, что человек как не для себя делает все, что делает. Спрашиваю: "Скажи, кто отвечает за твое образование?" Ответ: "Мама". Искренне, без тени сомнения. Пришлось сначала поработать со взятием ответственности на себя, а уже потом дело с английским пошло. Год закончил на "4", был очень воодушевлен, благодарил за помощь.

Меня спрашивают, как я работаю со взятием ответственности на себя?

Мой ответ: ну как работаю - разговариваю, серьезно, уважительно, по-взрослому. Говорю, что могу научить только того, кому самому это зачем-то надо. Предлагаю найти это самое "зачем". Например, в том случае мальчику точно надо было хотя бы уверенную тройку, а вообще он парень с головой и тройка не та оценка, которой он был бы рад. Просто он, как я поняла, отчаялся понять всю эту сложную грамматику и выплывал как мог. Конечно, за один раз волшебных превращений не происходит. Это процесс. При первых же трудностях подросток падает в несознательную деточку. Прекращаю учебу и уточняю, зачем мы здесь собрались и есть ли силы сейчас идти туда, куда собирались. Человек, видя, что манипуляция не прошла, выходит в свой возраст, оцениваем силы на настоящий момент, вместе решаем, что сейчас из необходимого делаем и продолжаем. В общем, в этом много психолого-педагогического сопровождения.

Основные принципы: причина занятий должна быть у ученика своя собственная, даже если это причина "порадовать маму"; я готова помогать, а не понукать; быть на стороне ученика; быть готовой обсуждать темп и размер заданий, сотрудничать, учить этому ученика; быть готовой к тому, что ничего не получится, и мы прекратим занятия, но не сдаваться до последнего.

Если ученик готов сотрудничать, то просто хорошего разговора бывает достаточно. С детьми очень мало кто просто честно и серьезно разговаривает о них. Почти никто и никогда.

 







Аренда на форуме