Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя - Мать,
Муса Джалиль
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 44925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ?

С точки зрения маленького человека, что делает учительница в школе? Ходит с важным видом, командует, ставит оценки и иногда ругается. Такая, несложная и, для некоторых, привлекательная работа)

Сегодня занимались две третьеклассницы в паре. Одна сделала домашку, другая... скажем, не совсем. Хотела устроить проверку в паре, а пара не готова. Окей, из любого лимона делай лимонад. С первой мы проверили вместе, пока вторая дорабатывала то, что не сделала до урока.

"А теперь поиграем в учительницу и ученицу", - объявляю.
Та, с которой мы уже проверили - будет учительницей. Вторая - ученицей. Задание устное, нужно слушать, что отвечает ученица, давать ей обратную связь. Новоиспеченная учительница меня спрашивает: "А что мне говорить, если она неправильно скажет?" "Смотри",- говорю, - "задача учителя - научить. Вот исходя из этой задачи и решай - как и что сказать, где поправить, где наводящий намекнуть, где наводящий вопрос задать". Кивает, но уже озадачена. Вообще девочки у меня уже второй год занимаются, то есть, с ними я так общаюсь как учитель постоянно.

Начали. Учительница слушает, слышит ошибку или не ошибку? Исправлять или пропустить? Что сказать? Небольшое задание, сама сделала отлично, а когда нужно послушать другого - сложно. Но старается. А уж насколько глубже вникаешь в простое с виду упражнение! Неизвестно, у кого пользы больше - у учительницы или у ученицы. По ходу и смеемся, конечно, шутим, нашу юную учительницу по имени отчеству называем и на Вы.

Сделали. Спрашиваю: "Ну как, легко работать учительницей?". "Сложно," - говорит, - "пока ищешь ошибки, пока думаешь как объяснить и как научить - сложно!"

Поздравила девочку с новым опытом. "Вот," - говорю, - "пойдешь в понедельник в школу - понаблюдай за работой учительницы, ты теперь ее лучше поймешь".

Надо ли говорить, что задание - песенку про время, мы покрутили за время нашей ролевой игры в школу столько раз, сколько при обычной работе с упражнениями никогда делать не станешь, при этом не теряя интереса и хорошего настроения?

Да, забыла рассказать. Даёт моя учительница ученице задания, но без «пожалуйста». А я всегда «пожалуйста» использую. Обратила ее внимание: «Правда же, с пожалуйста приятнее?» - «Конечно!» Ну и много других ньюансов уважительного отношения к ученику и с заботой о его продвижении. Очень это важный опыт для детей, я считаю.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Осознанность в обучении.
Знаете как выглядит радость? Когда ученик говорит, что после нашего разговора на уроке пару недель назад он пересмотрел своё отношение к тому, что изучает: выделил те предметы, которые важны, делает на них акцент, распределяет время исходя из своих профессиональных планов (а он старшеклассник и уже определился с будущей профессией). И, говорит, спокойнее стало.
До этого очень волновался, что потеряно много времени зря ( в 16 лет, ага!) и что уже надо было много выучить получше за школьные годы, и одновременно оценивал себя через общую учебную успеваемость. Вот и говорили о том, как поставить учебу на службу своим целям в жизни.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ФИЛЬМЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С РУССКИМИ СУБТИТРАМИ СМОТРЕТЬ ПОЛЕЗНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО

У меня спонтанный эксперимент. Смотрю сериалы на испанском с русскими субтитрами и, как ребенок, осваиваю иностранную речь. Сопоставляя смысл, который читаю по-русски, с тем, что звучит из уст актеров. И нет, я вообще не знаю испанского. И смотреть сериалы я стала просто потому, что однажды решила, что хочу фильмы, созданные не на русском языке смотреть в оригинальной озвучке. Как это делают, насколько мне известно, в странах Скандинавии, Бельгии, Франции и других странах Европы, я думаю, тоже.

Знать, как звучат языки - это очень классное ощущение. Слышать оригинальные голоса актеров. Это дает совсем другое ощущение от фильма, чем озвучивание русскими голосами.

В общем, увидела однажды в ленте, что интересный сериал "Под подозрением". А он на испанском. Нашла Вконтакте группу Мир испанских сериалов, нашла вариант с русскими субтитрами и, с удовольствием, посмотрела первый сезон. Узнала как по-испански "пожалуйста", привыкала к языку в целом.

Потом увидела в фейсбуке же рекомендацию сериала "Бумажный дом". Обнаружила, что он тоже на испанском. Сначала не могла его найти в оригинале с русскими субтитрами и уже было оставила идею его посмотреть, потому что ни на русском ни в на английском (он есть на ororo в английской озвучке) смотреть не смогла - не нравится, когда артикуляция не совпадает со звуком и вообще, мы же помним, у меня принцип))

Недавно все в той же группе Мир испанских сериалов он появился, два с половиной сезона, все как я люблю. Как же мне понравился сериал!

Попутно случился один лингвистический инсайт: смотрю сцену, где главные герои приводят заложника и говорят ему "Раздевайся!", заложник смотрит на них и в его взгляде читается вопрос: "Зачем?", у меня же в голове проносится "Пур ке?" Я удивляюсь сама себе, так как я не знаю как будет "зачем" на испанском. Заложник же промолчал, ибо задавать вопрос было опасно. Иду в гугл-переводчик, набираю по-русски "зачем" - выдает "por qué" - слушаю озвучку - оно! У меня аж мурашки по телу пошли: мой мозг выдал то, что я осознанно не учила! Класс же! Я два дня про это всем, до кого дотянулась, рассказывала, потому что непередаваемое ощущение!

В другой день смотрю этот сериал, а сын ложится спать, и я не задумываясь ему говорю "Buenas noches", сама осознавая по ходу, что сказала по-испански. Вообще-то у меня нет такой привычки, и я до этого так никогда не говорила)))

Сейчас я уже много разного слышу в речи, повторяю, что могу различить. Как ребенок, без всякой серьезной цели. Это у меня игра такая. Мне просто нравится.

Вот сейчас "Бумажный дом" закончился, в декабре будет вторая часть третьего сезона, а я уже скучаю по испанской речи. Нашла еще один сериал, смешной, там еще и один из актеров и "Бумажного дома", который мне понравился - смотрю, уже наслаждаюсь звуками речи.

Говорят, что смотреть фильмы на иностранном языке с русскими субтитрами - это моветон. Ну-у-у, кому как 😉

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Один урок английского:

- Бирмингемский акцент и Peaky Blinders.
- Песня I Saw You Dancing и сложное дополнение.
- Разговор на английском о странной потере и возврате банковской карты и отличной семейной прогулке накануне.
- Поиск в аутентичном тексте - рассказе про детей Hide-and-Seek - интересных речевых оборотов и незнакомой грамматики (тема про сложное дополнение всплыла отсюда).

И всё это без потери интереса, динамики урока.
Всё это - то, что, с одной стороны интересно ученику, многое с его подачи, с его вопросов. С другой - в русле последовательного развития необходимых навыков в английском языке, - за этим уже слежу я.

Очень люблю такую работу в тандеме, в сотрудничестве. И учу этому. А потом практикую)

11й класс, язык учится "для себя".

Вам сказали спасибо Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Зарисовка с урока - снова игра в школу.
Занятие в паре. Третьеклассницы.
У меня занимаются второй год, но в паре - первый. То есть, пошел второй месяц, раз в неделю в паре, раз - индивидуально. И вот, с одной мы в прошлый раз прошли вперед, темп занятий бывает разный, я ориентируюсь на конкретного человека в конкретный день. Итак, мы позанимались как бы вперед, и я предупредила, что тогда на следующий раз она будет "учительницей". В прошлый раз эта девочка была "ученицей", а "учительницей" другая. - У меня отличный повод сменить роли, чтобы никто не застревал в одной.

Итак, начинаем. Сначала небольшое смущение новоиспеченной учительницы. Я отхожу от экрана, чтобы не смущать - мне отлично слышно все, когда я сижу сбоку, а у детей ощущение большей свободы.
Первое задание - сделано. Переходят ко второму. "Ученица" прочитала короткий стишок про двух мальчиков, отвечает на вопросы: Is Alex happy? - Yes, it is. - отвечает "ученица" и бойко берется за следующий вопрос. Я уже прикинула, что сейчас "ученица" на второй вопрос ответит, и я вмешаюсь.
И тут "учительница" решительным голосом: "Стоп-стоп! Можешь повторить ответ на первый вопрос?" "Ученица" бодро повторяет так же. И теперь у "учительницы" задача не просто сказать правильный ответ, потому что так мы никого ничему не научим - "ученица" и сама знает как правильно, просто не хватает на все внимания. Поэтому, под мое подбадривание из-за экрана: "Супер, отличная работа!" "учительница" задает наводящий вопрос, человек ли у нас Алекс или, может неодушевленный предмет или животное. "Ученица" тут же соображает в чем дело и поправляется: "Yes, he is".

Мелочь? - Нет. Очень и очень важное событие. Во-первых, та, что учительница, на прошлой неделе сама здесь сделала ошибку, ту же самую, а теперь она же ее поправляет да через вопросы, которые придумала сама - это совсем другой уровень осознания, чем просто читать правило и повторять за учителем.

Во-вторых, навык слышать другого уже развивается. Это то, что большинство детей не делает в школе: слушают себя и учителя, в лучшем случае. Я даже не ожидала, что так быстро заработает. Девчонки у меня - огонь!

В-третьих, смена ролей очень полезна, чтобы не застревать в ученической позиции, когда кто-то поможет и подскажет. Так самостоятельность мышления не сформируешь.

Я уж не говорю про удовольствие от процесса: им обеим нравится эта игра в школу. И мне нравится)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Зарисовка с урока
Вчера. Урок в очной группе из трёх человек. Мальчик-четвероклассник на прошлом, индивидуальном, занятии, не был в настроении заниматься английским и попросил помочь ему разобраться с делением в столбик. Вчера предложила продолжить, чтобы закрепить навык.
Девочка-семиклассница: «А что, так можно было? А вы что, и математику знаете?»

Это очень смешно.
- Конечно, - говорю, - я же училась в школе.

Под конец урока, когда закончили с заданием по английскому, та девочка попросила помочь ей с математикой - фото заданий в телефоне. Думала, что-то сложное будет, но нет: простые уравнения на раскрытие скобок.

Типа 5х + (3х - 7) = 17

Предлагаю решать при мне, чтобы увидеть в чем проблема. Как обычно, в базовых знаниях: 1) нет понимания раскрытия скобок; 2) нет понимания переноса числа в другую часть равенства. Если пытаться запомнить способы решения не понимая сути того, что происходит, то скоро способы начинают путаться, а сам процесс походить на набор магических действий, а не логический процесс.

Что успела за 10 мин - объяснила на простых примерах. В следующий раз, если захочет - продолжим. Ушла ученица очень довольная. Говорит: «И английским позанималась, и с математикой разобралась, а то завтра контрольная».

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Школьная травма.

Сегодня снова на одном из занятий всплыла тема страха при общении с учителем. Точнее, ученик не ощущает это общением. Ощущает угрозой. Начинаю обсуждать какой-то неочевидный для ученика вопрос - ученик чувствует, что легко ответ не приходит и начинает тревожиться - я пытаюсь наводящими вопросами вывести ученика на ответ - но у ученика включается сценарий "опасность" (это видно по мимике, слышно по голосу) - ученик перестает перестает думать соответственно возрасту, как будто становится маленьким и как бы глупеет. И это совершенно закономерно, с точки зрения психологии.

И это при том, что у нас с учеником давние хорошие отношения, я ясно вижу, что реакция не на меня, что включился сценарий.

Сегодня была возможность поговорить об этом - обычно идет работа в группе и такой возможности просто нет. Рассказала про реакцию на опасность "бей-беги-замри". Про то, что учеба и развития происходят только в условиях покоя и безопасности. Про то, что вот такая реакция на учителя - это в 90+ процентах случаев "приобретение" первого года обучения в школе и "учительница первая моя", которая использовала способы отругать и напугать как самые действенные, чтобы класс слушался и учился. И те, кто напугались тогда, в первом классе, так и несут этот способ реагировать на учителей дальше по жизни.

Здорово, если удается потом его перезаписать благодаря хорошим учителям. Но не всегда. Даже хороший учитель, что уже редкость в массовой школе, не всегда может просто изменить картину мира ученика с той, где учитель - этот тот, кто ругает и пугает и кому нужно давать правильные ответы, на ту, где учитель - тот, с кем можно обсудить сложные вопросы и получить помощь и поддержку.

Часто нужна специальная психологическая проработка. А без нее ничего никуда не девается. Просто люди школу заканчивают и забывают как страшный сон. Который активируется, когда их собственные дети идут в школу. А еще, когда взрослые люди начинают учиться, например, языку. Из подсознания появляется с самый неожиданный момент: "Здравствуйте, Марь Ванна" и весь ужас, законсервированный в первом классе. Одна из причин, довольно распространенная, почему люди бросают занятия языками.

Но с этим можно работать, это можно менять.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Приходит на урок юная ученица: "Я сегодня не сделала домашнее задание, не успела". Бодро так рапортует. Только почему-то учительница не рада этому заявлению. Хотя, что такого-то?
- Ты хочешь однажды говорить на английском хорошо?
- Да, - уверенный ответ.
- Отлично. Давай ты представишь себе себя постарше, когда ты уже говоришь так как тебе нравится. Кого видишь?
- Девочку-себя, на 2-3 года старше, я стою и разговариваю с девочкой-англичанкой.
- И прямо хорошо разговариваешь? Как со мной сейчас?
- Ну да.
- Отлично. Берем калькулятор. Сейчас кое-что посчитаем. Как думаешь, как дети научаются говорить на родном языке?
- Ну они много слушают, потом пробуют повторять, потом говорят.
- Отлично. Сколько часов в день ребенок слышит или говорит на родном языке?
- Ну, часов 10-12.
- Давай возьмем поменьше, 6 часов в день. Сколько дней в году?
Оказалось, что моя третьеклассница не знает, зато знает количество дней в каждом месяце - сложила, получила 365.
- Умножай, - говорю.
- 365 х 6 = 2 190 часов в год.
- Ну и давай возьмем возраст 7 лет - это когда дети уже неплохо говорят, на многие темы могут вести разговор.
- 7 х 2 190 = 15 330 часов за 7 лет.
- Так. А теперь давай посчитаем, сколько часов в год ты занимаешься английским.
- 2 раза в неделю. 8 месяцев. Пусть в месяц 8-9 занятий, берем 8,5 часов. Итого 8 х 8,5 = 68 часов в год. - Круглые глаза ребенка.
- Давай посчитаем, за сколько лет ты с таким количеством часов занятий заговоришь как 7-летний человек. 15300 : 68 = 225 лет.
- А что же делать?
- Увеличивать количество часов, когда ты слушаешь, думаешь, говоришь или читаешь на английском. Вот ты смотришь фильмы на английском (уже две недели смотрит регулярно). Это плюс еще тебе часы. Если ты включаешь и слушаешь и подпеваешь песни, которые у нас на диске к учебнику - вот тебе еще плюс время на английском. Играешь с куклами и говоришь им фразы, подобные тем, что мы говорим на уроке - еще плюс. Вот как вы на уроке в паре общаетесь (у них всегда есть минут 10-15 свободного общения, где они говорят то, что хотят и могут сказать, а я совсем немного помогаю).
- О, и в игры из учебника можно дома поиграть!
- Да, точно!
- Теперь ты понимаешь, почему я так огорчаюсь, когда ты приходишь и говоришь, что у тебя не было времени на английский дома? Я же тогда понимаю, что ты сможешь заговорить лет через 200.
- Да, понимаю.
- Задания из учебника и рабочей тетради нам нужны просто, чтобы английский уже был в твоей жизни пока ты не можешь просто говорить и просто все понимать, что другие говорят. И еще для того, чтобы что-то новое узнавать, что потом можно уже в жизни говорить, вместо русского. И все получится. Смотри, у меня же получилось, - на некоторое время перехожу на английский и говорю все, что говорила бы на русском. Девочка внимательно слушает)
Потом мы стали обсуждать и наблюдать разное произношение в русском и английском, потому что девочка заметила, что у меня голос меняется, когда я по-английски говорю. Там тоже было много интересного, но это уже другая история.
А пока разошлись на каникулы с намерением пусть не 6 часов в день, но попробовать 1 час в день жить на английском. Придет с каникул - расскажет, что получилось. А я подскажу и научу, что еще можно делать, чтобы английский стал частью жизни, а не учебным предметом. Ведь только так можно сделать его своим, живым, рабочим и настоящим.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Не про английский. Про поступление в вузы.

Сегодня вузы публикуют Правила приема 2022 года. Очень рекомендую родителям выпускников и самим выпускникам идти на сайты выбранных вузов и внимательно читать эти документы. Они не маленькие, не сразу понятные. Хорошо бы их распечатывать и читать с карандашом.

Про то, как происходит поступление, что нужно, чтобы успешно поступить, в школах не рассказывают (если это не счастливое исключение). Информация вся в открытых источниках, на сайтах вузов, но ее нужно уметь искать и читать.

Только сегодня общалась с родителями своих выпускников и предвыпускников, рассказывала, что и как смотреть, на что ориентироваться при подготовке к ЕГЭ, выборе вуза.

Здесь же и вопросы профориентации подтягиваются: как выбрать специальность, на что ориентироваться. Так, например, если просто смотреть на набор школьных предметов, по которым реально хорошо сдать ЕГЭ, а потом под этот набор подбирать специальность, то не всегда это может получиться удачно. Профессии далеки от школьных предметов.

С другой стороны, если есть желаемая профессия, хорошо бы не в последний год школы начать усиленную подготовку по тем предметам, которые нужны для поступления. Потому что бывает, что мечты и желания у молодого человека есть, только с его/ее реальными знаниями никак не соотносятся. И нужно или начинать пахать, или умерять амбиции, искать вузы попроще и так далее.

Также я считаю, что с детьми имеет смысл довольно рано начинать говорить о будущей профессии, о вариантах. Потому что учеба в школе, очень желательно, чтобы была в мозгах человека реально связана с его планами на будущее. А не школа отдельно - будущая профессия отдельно. Да, подросток может менять свои предпочтения, это здорОво и нормально. Но во второй половине средней школы уже должно складываться понимание, что они учатся для будущей профессиональной деятельности, а не чтобы учителя и родители от них отстали, не ругали и так далее.

Со своими учениками, среди работы над учебным материалом, я время от времени обсуждаю вот эти самые планы. Часто в качестве спонтанной разговорной практики на английском. А про поступление в вузы говорим на русском, разбираемся с сайтами вузов, читаем важные документы вместе, потому что сложно в них разбираться поначалу - знаю как мама выпускника и абитуриента трехлетней давности. С тех пор, разобравшись, и держу руку на пульсе, слежу за изменениями и консультирую своих и просто обратившихся.

За подобными консультациями ко мне можно обращаться. На короткие вопросы готова ответить в комментариях. Но, сразу предупрежу, как и в преподавании, я даю скорее удочку, а не рыбу. Читать сайты вместе и помочь разобраться - да, подготовить и выдать платно всю информацию - не ко мне.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Закулисье уроков английского. Импровизация.

Идешь такая на урок, имея план А и план Б. В зум заходит юная ученица, но не из дома, а из машины - упс - не рассчитали время, едут на машине домой.

Учебники дома, рабочая обстановка там же. Мои планы А и Б тоже понятно где))) Да, в течение этого часа приедут, но урок-то уже идет.

Когда настроение и состояние позволяют быстро переключиться в режим "Импровизируем!", из такой ситуации можно получить классный урок и много взаимного удовольствия.

Начали с уже привычного в этом учебном году свободного говорения. Задача: говорить обо всем, о чем хочешь и можешь благодаря тому, что уже выучено со мной и в школе или еще где-то подхвачено в жизни. Очень живая история. Поначалу такие задания вызывают ступор, помогаю понемногу, а потом ученики входят во вкус. И, несмотря на крайне ограниченный уровень грамматики и лексики (а это юная ученица), мы общаемся, играем. У нее есть игрушки в машине, я взяла с полки лошадку, которая с нами общается. Очень мило побеседовали.

Потом стали играть в "акулу". Загадывать слова и отгадывать по буквам а-ля "Поле чудес" или известная всем с детства "виселица", только у нас человечек в случае промаха с буквой шагает в пасть к акуле. Человечка акуле не скормили.

Пока говорили и играли - приехали домой. И еще успели бодро кусочек по учебнику сделать. Вообще молодцы мы!

Главное, что меня порадовало - это то, что процесс был взаимный. Без вовлеченности учеников и их готовности делать встречные шаги, играть с отдачей и заинтересованностью ничего не едет. Я не аниматор, я не развлекаю английским, мы играем вместе.

И как же я благодарна жизни, которая посылает таких учеников и их родителей, с которыми (учениками) можно играть, ловить волну и получать чистое удовольствие! Я, вообще-то, ради этого удовольствия и занимаюсь тем, чем я занимаюсь в преподавании английского 😉

Вам сказали спасибо Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Интегрированное обучение. Математика, 4 класс.
Начинаем занятие. Ребенок ходит на курсы по подготовке к поступлению в гимназию, а я помогаю понять глубже, наработать верные учебные стратегии.
- Что решали в прошлый раз?
Открывает тетрадь, смотрим. За предыдущую работу 4.
- Где ошиблась?
Ищем, вот оно, уравнение. Ошибка в расчете в самом конце:
х=295+35
х=390
- Давай посмотрим как тебе удалось ошибиться.
Смотрим.
- Гляди, даже не считая видно, что 295 не может превратиться в 390, если прибавить 35. Да, можно не сказать сразу, сколько будет, но что будет не 390 видно, согласна?
- Да.
- Интересно, как думал твой мозг, что так ошибся в подсчетах? Как ты считаешь такое?
- Я прибавляю к 290+30, а потом 5+5, а потом их складываю.
- Подожди, но есть способ попроще и покороче. У 295 не хватает до 300 только 5, если мы эти 5 заберем у 35, то сразу видно, что получилось 330. Понятно?
- Да.
Пишу на доске пример 295+18. Вижу, что считает долго. Спрашиваю:
- Как считаешь? Как я сказала или по-своему?
- По-своему, - голос звучит немного виновато и одновременно упрямо.

Понятно. Имеем дело с сопротивлением. И у него есть причина. Есть свой способ, привычный. Есть новый, не до конца понятный, плюс не ясна выгода менять свою привычку.

Что делать? Можно давить и настаивать. Но, во-первых, действие рождает противодействие, сопротивление усилится. Во-вторых, мыслительные операции происходят в голове. Это нельзя увидеть и отследить. Получается, мне критично важно, чтобы ученик или ученица приняли предлагаемый мной способ добровольно. Пока не понятно, зачем это делать - надо объяснить доступно.
- Смотри, у тебя есть твой способ. Он состоит из трех действий:
1) 290+30
2) 5+5
3) сложить первое со вторых плюс удерживать в голове первый результат пока считаешь второй. Это непросто. Думаю в этом месте у тебя при подсчете и случилась ошибка, мозг просто не запомнил первое число.
Мой способ:
мы просто знаем, что 295 не хватает до 300 5ти,
поэтому нам нужно просто забрать из второго числа 5
35-5=30. После этого мы просто говорим 330. Одно действие, при этом простое. Это более короткий способ.

Смотрит. Вижу, что что-то проясняется, но нет до конца понимания, зачем менять одно на другое, если она может получить результат и своим способом.

- Ну смотри, если я знаю до своего магазина только дальнюю дорогу, то, конечно, я по ней дойду до магазина. Но когда я спешу и есть короткая дорога, то лучше бы мне пойти по короткой. Но я привыкла ходить по длинной. И тогда я буду по длинной бежать бегом, но не изменю своей привычке. Как думаешь, логично я поступаю?
- Нет.
А дальше интереснее. Ученица моя хочет стать врачом, интересуется биологией, знает, например, что клетки мозга называются нейронами, и что у них есть отростки - видела на картинках. Рассказываю, что когда что-то делаем, то сигнал из мозга идет по этим самым отросткам нейронов. А когда он ходит по одному и тому же маршруту часто, то этот путь покрывается миелином - особым белым веществом, которое ускоряет передачу сигнала. Для демонстрации миелинизации нервных волокон использую кусок электрического провода 🙂

- И вот когда у тебя есть привычный способ, это значит, что у тебя там уже быстро бежит сигнал. А для создания нового способа нужно заново нейронам устанавливать связи, потом еще и миелином это все должно покрыться. Это же надо потратить энергию, чтобы потом этим способом выгодно пользоваться. Вот ты и почувствовала, что тебе не хочется переучиваться. Ведь почувствовала?
- Да.
Смотрите, я не обвиняю в упрямстве или лени, я присоединяюсь к сопротивлению и даже обосновываю его с научной точки зрения.
Ребенок вовлечен. Согласие есть.
- Давай переучиваться?
Кивает.
Пишу на доске примеры. Решает устно. Через несколько раз уже слышно, что появилась осознанность и уверенность в том, что делает. Еще некоторое время решаем, ощущаю, когда достаточно (надо чтобы сильно не устала, но и не очень мало было).

Следующий важный момент. Нужна пауза, чтобы только что понятое на практике "осело". Говорю, что сейчас я даю пару минут - по факту получилось минут 5 - когда мы не будем делать ничего нового. Что она может поиграть с Винни-Пухом, может быть ему рассказать, что поняла. Может быть просто про это подумать. А может быть и не думать ни о чем. Выхожу из зоны внимания и влияния (в смежную комнату, двери открыты, но меня физически в комнате нет). Потом захожу, краем глаза вижу, что Винни-Пух и плюшевая собачка сидят на столе, и ученица моя в каком-то процессе. Говорю, что не тороплю, пусть она доделывает то, что считает нужным. 

Что-то доделывает. Поднимает глаза:
- А я придумала зачем это и в жизни может пригодиться. Вот я езжу в деревню и хожу там в магазин. И, например, я пришла купить маме тортик за 495 рублей и еще себе жвачку. Но я не могу быстро посчитать, сколько дать без сдачи, а продавщица у нас злая все время, смотрит на меня и ждет пока я ей деньги дам. И я даю ей 600 рублей, а она мне насыпает мелочью кучу сдачи - она ее любит рублями отсчитывать. А этим способом я быстро посчитаю и дам без сдачи. А то потом полный карман этой мелочи, тяжелый!

Та-дам! Мой педагогический триумф! Девочка, которая переложила школьную задачу на практику - вообще у нее разделение школьных знаний и жизни, и как раз на то, чтобы разделения не было я второй год работаю - это же признак того, что новый способ понят, принят, она его будет использовать, а потом автоматизирует. И будет использовать и на уроках, и в жизни. Ура! Мы молодцы))

Вся эта работа заняла 40 минут. Потом мы еще Винни-Пуху на конфетах объясняли делимое, делитель и частное, но это уже для другого поста история))

Вам сказали спасибо Женечка, Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКУЮ ГРАММАТИКУ или на каком языке мы думаем?

Урок. Ученик дома делал упражнения в Мерфи на употребление оборота be going to. Сделал. Проверил себя по ключам. Правильно.

Спрашиваю, чтобы проверить понимание темы:
- Придумай, пожалуйста, пример из собственной жизни, который как раз подходит для выражения через оборот be going to. Причем, придумай пример по-русски.
Вижу недоумение. Почему по-русски? Зачем по-русски? И как это вообще, если по-русски?
- Смотри, дело в том, что мы думаем вообще не на языке. А образами, идеями и уже потом оформляем их в удобном для нас языке.
- Как же так? - вмешивается девочка, которая тоже на уроке, но была занята своим заданием. - Ведь мы же по-русски думаем?
- Не совсем так. Вот бывает же у вас, когда у тебя есть какая-то мысль, а слов ее объяснить не хватает?
- Да, конечно, - подхватывает мальчик.
- Сплошь и рядом, - вторит девочка.
- А еще бывает, что забываешь нужное слово. Вот мысль есть, а слово какое-то забылось. Бывает?
- Да, точно! - изумление и восторг в глазах девочки.
- Так вот, это мы просто быстро оформляем наши мысли в слова. А по-русски я прошу сказать, потому что на этом языке ты наиболее точно выражаешь свои мысли, значит я смогу проверить, понял ли ты идею употребления be going to в английском или нет.

- Я собираюсь вечером сделать кофе, - бодро говорит мальчик.
- Неубедительно, - замечает девочка, которая вообще-то уже вернулась к своему заданию, но не могла не отреагировать.
- Согласна, неубедительно, не слышно, чтобы ты собирался делать кофе,- подхватываю я. - Ты просто придумал формальный пример. И мы тебе уже не верим.
- Понимаешь, - продолжаю я, - нельзя научиться говорить, если ты говоришь искусственные фразы. Мозг должен быть связан с чувствами, эмоциями, телом. Иначе это выглядит как странное упражнение, которое можно, конечно поделать, раз уж задали, а вот подрастить свой английский язык, который для общения и передачи важной для нас информации нельзя. Не работает так.
Ученик мой озадачен, вижу по глазам как работает мысль. Это хорошо)

- Я, возможно, прочитаю завтра книгу, - говорит он.
- Подожди-ка, но это же не для be going to. Совсем нет.
- Почему? Я же прочитал, что если действие вероятно, но не точно, то это be going to, - вот они, сложности использования правил как словесных формул. Недостаточно их, увы.
- Be going to говорит о том, что у тебя есть намерение что-то сделать. Твое собственное намерение, ты этого хочешь и собираешься сделать. То есть, фраза "Я завтра собираюсь читать книгу" выражает это намерение точнее. - Кстати, интонация тоже важна. Здесь мне ее не передать.

Предлагаю почувствовать ощущения в теле, когда думаешь или говоришь вслух фразы "Я, наверное, почитаю завтра мою новую книгу" и "Я намерен почитать завтра мою новую книгу."

В случае с "наверное" тело гораздо более расслабленно-рассеянно, а в случае с "намерен/а" ощущается больше собранности. Если же сказать: "Я завтра вечером буду читать мою новую книгу" уверенным голосом, то ощущения в теле будут снова другими. Попробуйте сами. Мы все втроем это делали)

- Так вот, чтобы правильно выбирать грамматические формы в английском, их нужно совместить с вот этими самыми ощущениями тела. Разными. И тогда не будет проблемы выбрать. Тело будет в согласии с мозгом и слова подберутся сами, как это получается у нас на русском языке.

Очень довольна, что удалось сегодня это показать детям. Это большие, кстати, 7 и 8 класс. И да, я грамматику вот так объясняю. Если что - обращайтесь)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ПРО ЧУДО ДЕТСКОЕ И УЧИТЕЛЬСКОЕ

Идет урок английского. Третьеклассница.
Занимается у меня второй год, с нуля. При этом в школе второй год занимается английским в группе, где начали не с нуля, а уже с определенного уровня и девочка все время была, и остается пока, в состоянии догоняющего. Когда пытаешься понять, что же происходит, пытаешься делать задания, для выполнения которых у тебя еще нет знаний. Но девочка - молодец, умудряется не страдать в этой ситуации, не впадать в разные деструктивные состояния.

Это присказка)

А вчера на занятии она мне и рассказывает:
- Вчера на уроке английского в школе произошло чудо. Ну, может быть, не совсем чудо, но...
Я вся внимание: слышу, сейчас что-то важное будет сказано.
- Я обычно на уроках английского в школе не очень-то понимаю что делать, я же там отстаю.
- Да, я знаю, что у тебя там продвинутая программа.
- А сегодня я смогла сама полностью сделать задание, что учительница меня похвалила. Я только артикли the забыла в самом начале, но у меня как раз осталось место, чтобы их вписать. А так я все сама сделала) - и слышно, как это важно и радостно для нее.

Вот учительское счастье выглядит именно так. Она, между прочим, сделала задание на тему, которую мы точно не проходили. То есть, мы пока медленно, но верно двигаемся с нуля. Двигаемся правильно, с хорошим погружением, с хорошим рабочим интересом со стороны девочки. И вот те изменения, которые произошли в мозгу за год с небольшим регулярных занятий дали такой результат, что мозг справляется с более продвинутыми задачами, с которыми не должен был бы с точки зрения линейного обучения.

- Как же здорово! - говорю я. - Смотри, если ты будешь продолжать в том же духе, то такие чудеса будут случаться все чаще.
- А я пока останавливаться не собираюсь. - И это звучит из глубины, из самой сути человека. Не те "правильные" слова, которые дети выучивают, чтобы говорить то, что от них ожидают взрослые. - Я собираюсь продолжать, конечно.

И это уже мое, учительское чудо. Которое, при всех моих усилиях, случается не так уж часто. Потому и чудо) Вот это совпадение того, чему и как я учу с внутренним устремлением ученика. Это не отменяет иногда недопонимания, каких-то фрустраций, но в целом, это очень про хорошую учебную работу, без лишних помех в виде нежелания заниматься, необходимости убеждать ученика в важности для него твоего предмета.

А еще, хочу заметить, что девочка 9 лет БОЛЬШЕ ГОДА жила в состоянии, когда она не понимает, что происходит на уроках английского в школе, при этом вовлеченно занималась со мной. Не говорила сама себе "все зря", "ничего не меняется", "я все равно ничего не смогу". Для девятилетнего ребенка год - это 1/9 его жизни. Много ли людей постарше способны так долго заниматься чем-либо, в течение всего этого времени регулярно сталкиваясь со своей некомпетентностью и не потерять той самой пресловутой мотивации, желания продолжать?
Чудо. Одно слово)

И это хорошая весть для тех, кто вдруг решил поиграть в состояние "наверное я просто неспособен/неспособна". Отсчитайте 1/9 вашей жизни и сравните со временем, что вы уже посвятили продвижению в новом и сложном для вас. Но интересном, конечно, желаемом. И помните, через 1/9 с вами может случиться чудо, как с моей ученицей)

Вам сказали спасибо Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ПРО ЗНАНИЯ НАСТОЯЩИЕ И НЕТ.

Приходит ребенок на занятие. К уроку готов. Бодро рапортует, память хорошая: хоть правило рассказать, хоть задания по образцу сделать. Все хорошо у такого ребенка со знаниями?
Не факт. Может быть и хорошо. Правда, те, у кого хорошо, не рапортуют бодро, а вдумчиво рассказывают, одновременно еще раз обдумывают то, что они говорят. А иногда и вопросы вдруг у них возникают по ходу ответа, и они их задают. И мы обсуждаем.

Бодрый чеканный ответ - это про механическое запоминание. Это ответ для учителя. Человеку данное знание неинтересно и неважно. И он скоро его забудет. Ни о каком применении таких знаний речь в этом случае не идет. Чтобы применять, надо осознать то, что ты читаешь в учебнике или рассказываешь.

Те, кто учится механически очень раздражаются, когда я прошу пояснить, что значит то или другое в их высказывании. Например: "Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?" Первый же вопрос: "А как это понять "часть речи"?" - вводит в ступор. И сам по себе ступор - это не плохо, даже наоборот, хорошо, если мы вдруг обнаружили, что что-то механически произносили не осознавая смысла сказанного. И вдруг задумались - а, правда, что это такое "часть речи"? Кстати, вы бы как ответили?

Это всего лишь один пример. Но так во всем. Готова обсудить ваши пример.

И дальше ученики делятся на две большие группы: те, кому интересно, и кто будет задумываться, разбираться, обсуждать со мной. И те, кого бесит (необязательно открыто, часто это скрытое раздражение, но я его отлично вижу) сам вопрос. "Что ей еще от меня надо? Я же уже все сказал/ла!"

С первыми, независимо от возраста и уровня знаний я с удовольствием работаю. Со вторыми, если они крепки в своей позиции - с удовольствием же расстаюсь. Чем скорее, тем меньше времени, моих сил и их денег будет потрачено с эмоциональными потерями для нас обоих.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ПРО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.
Недавно я писала про ученицу, которая пришла на урок без домашнего задания, и в итоге мы говорили о том, сколько нужно часов уделить английскому, чтобы заговорить свободно на уровне 7-летнего ребенка-носителя языка.

Читая этот пост можно было подумать, что я так всегда реагирую на сообщение: "Я не сделал/а домашнее задание". Но нет. Примерные варианты ситуаций и моих реакций:

1. "Значит, делай прямо сейчас, на уроке. Я посижу, подожду. Заодно понаблюдаю как ты обычно делаешь домашние задания дома". - не помогаю в процессе, так как работа самостоятельная. Слушаю, произносит ли ученик вслух, когда делает письменные задания - для иностранного языка очень важно побольше проговаривать вслух (зачем, можно прямо отдельный пост писать). Смотрю как работает со словарем, как работает с заданием, пользуется ли материалом предыдущего урока, чтобы выполнить домашнее задание. Чаще всего вслух не читают и не произносят, когда пишут и не начинают выполнение домашнего задания с просмотра того, что учили и выполняли на занятии.

Получается очень полезное занятие, так как детям домашние задания задают, а вот учить работать самостоятельно обычно не принято. Как будто ученик и сам понимает что и как делать. А ученик не понимает. Плюс на занятии ребенок никуда не спешит, в отличие от ситуации, когда работает дома - хочется же поскорее закончить делать уроки и заняться своими интересными делами. А у меня на занятии можно спокойно погрузиться в выполнение заданий, я не тороплю, урок все равно идет - и, вдруг, можно даже поймать удовольствие от работы. Не всегда, конечно, если повезет)

И еще важный момент. Новенькие часто говорят: "Я не сделал домашнее задание, я к следующему разу сделаю". Вот это показывает, насколько извращенное понимание домашней работы у ученика.
Домашняя работа - это не работа, это учеба. В которой одно логично вытекает из другого. И совсем не работает в учебе: сначала не делать домашки, а потом сделать все скопом. Потихоньку объясняю, поясняю, показываю, что вот наше занятие, а вот ты это же делаешь сам дома, а потом мы следующие задания делаем на уроке и мозг наш уже три раза подряд с небольшими интервалами встретился с новыми словами или грамматикой, или еще чем, и что именно так: часто, с небольшими интервалами мы можем получить то самое знание, которое постепенно становится нашим.

2. "Ну что ж, делай сейчас, но придется сегодня мультфильм в конце урока не смотреть/в игру не играть". Есть ученики - младшие и средние, с которыми у нас есть постоянный ритуал в конце занятия. Когда и английский, и явное удовольствие. Если ученик или ученица вдруг решили себе, что тетя-учительница добрая, домашки можно не делать дома, а делать на уроке - см. п. 1, то тетя-учительница становится не очень добрая. Точнее, тетя говорит добрым голосом, что "Время-то мы сегодня потратили на домашнюю работу, придется без мультика" - буквально грустно вздыхая)))

3. Учеба в паре. Как сделать, чтобы домашки делались обеими ученицами? Чтобы никому не приходилось ждать или догонять? Например такой выход - я его уже тоже описывала в одном из недавних постов: получается игра в учительницу. Сначала я рассаживаю учениц по отдельным залам. В одном сидит и делает домашнее задание ученица, которая его не сделала. В другом зале мы со второй девочкой проверяем ее домашнюю работу и идем дальше по учебнику.

Как только поступает сигнал, что домашка сделана - встречаемся в зале и проверку домашней работы делает та девочка, у которой уже проверила я. Для "учительницы", в частности, очень много пользы - взгляд на домашнюю работу с другой стороны. Важно, я снова никого не осуждаю, не выговариваю, просто такие правила игры.

Кстати, причины несделанной домашней работы могут быть разные, в том числе и очень уважительные, но суть процесса не меняется. Потому что это не про наказание, просто так построена работа. Дети быстро ухватили идею, стараются друг от друга не отставать - так больше нравится) А в учительницу если захотят поиграть, то можно и просто так такое устроить, и устраиваем время от времени.

4. Когда вижу, что человек в некотором протесте, неявном, скорее внутреннем. Или в состоянии учебной апатии: "что воля, что неволя - все одно". Тогда возможен такой вариант моего ответа: "Хорошо. Я тогда больше не буду задавать тебе домашнюю работу. Я не люблю задавать, а потом ты не делаешь, а мне нужно думать как на это реагировать. Мне в это играть неинтересно. Давай вообще без домашних работ?"

Дальше все зависит от реакции ребенка. Кому-то я предлагаю самим себе в конце урока назначать домашнее задание - дети, кстати, это любят. Странно не делать то, что сам же себе задал, правда? А вот если не странно, то это уже мне сигнал на подумать: "а хочу ли я работать с этим учеником?"
Иногда я просто говорю, что я лично пока ничего не задаю, если нужно домашнее задание - дома сам/сама реши, что сделаешь. Так как мы идем по учебнику, логику последовательности заданий я объясняю с самого начала, то понять, что делать, если решил поработать несложно.

Кстати, тут очень тонкий момент. Кому-то, действительно, нужен реабилитационный период, в который можно и даже нужно некоторое время ничего не делать дома. Если мы хотим перенастроиться на настоящее обучение, которое для себя, то некоторым сначала нужно поверить, что здесь их процесс, свой, в их темпе и для их пользы. У переходящих на семейное образование этот период называется "расшколивание". По сути - это реабилитация после той или иной школьной травмы. Иногда занимает довольно много времени.

5. Ну и есть такой славный вариант, который может задеть тех, у кого здесь триггер - предупреждение как в фильмах и книгах с чувствительным контентом. Но это только устойчивых средних и старших школьников, только для тех, с кем давно уже устойчивые отношения и кому, я чувствую, именно это сейчас нужно.

Приходит сообщение вместо письменной работы на проверку: "Я не смог сделать письменную работу потому что было много других уроков". Это уже не первое сообщение такого плана. И да, человек не обманывает, просто приоритеты расставляет с трудом. Английский-то он сдавать собирается, чтобы в вуз поступить. Первый раз отвечаю: "Хорошо. Это твое дело, твоя подготовка". Второй и третий так же. Не подряд, понятное дело. А потом так: "Ну и на занятие не приходи". Очень редкий прием в моем арсенале. Но отправить без домашки с занятия тоже могу. За свой счет, то есть, денег не возьму. Провокативный, да. Применяю очень редко и всегда неожиданно. Не ко всем.

6. Прием помягче: "Я подготовила занятие с учетом сделанной домашки. Ты не сделал. Значит, ты и придумываешь чем мы сегодня занимаемся. План занятия с тебя". Обычно в этом месте недоумение. Я объясняю, что я-то к уроку подготовилась, свою "домашку" сделала. Почему я должна сейчас испытывать стресс и выкручиваться, перестраивая урок?

Дети обычно некоторое время привычно ждут, что учительница поругается, а потом начнет занятие. Но и учительница ждет. И им приходится придумывать себе задание на этот урок. Очень, кстати, полезное умение, воспитывает проактивность.

Основные свои "приемы", вроде, описала. Но вряд ли все. И главное, что в основе моих реакций лежит идея, что человек должен учиться для себя, быть полноценным участником учебного процесса. Обязательно должно быть мое уважение к ученику, но и его уважение ко мне тоже необходимо. Что я всегда на стороне живого учебного процесса. Поэтому буду искать тот вариант для отреагирования, который сделает процесс живым. Если нужно пояснять про живой процесс - спросите - отвечу)

Кстати, бывает, что домашка не сделана, но "живость" процесса на месте. Это тоже ощущается. Тогда и реакция может быть совершенно нейтральной: "Да, хорошо, поняла, бывает. Давай делать вместе, то что у тебя было на дом".

А еще домашние задания бывают вредными, тогда их вообще делать не надо - это если в общем про них говорить. Понятно, что я таких не задаю) В общем, тема очень большая.

Вам сказали спасибо Darya

 







Аренда на форуме