Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Дети - живые цветы земли.
Максим Горький
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 73452 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Получать хорошие отзывы о работе всегда приятно, а уж в конце рабочей недели и подавно!

От учащейся моей взрослой группы начинающих изучать английский язык и тех, кто уже где-то когда-то учил, но нужно многое вспомнить, прояснить, привести в порядок:

"Здравствуйте Ярослава! Очень хотелось бы ходить именно в вашу группу, очень нравится как вы преподаете, все ясно, понятно, а главное интересно! Я в восторге от вас!" "Надеюсь, что когда-нибудь смогу еще попасть к вам на занятия, очень уж мне у вас понравилось!"

К сожалению, на сегодняшний день у моей ученицы изменилось расписание на работе и в группу она не попадает, но когда на прощание пишут такие слова, я понимаю, что все не зря и появляются силы работать, продумывать следующие занятия, интересные и полезные задания.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Когда вам в следующий раз покажется, что в нашем-то, русском языке все просто, это у них, в английском какие-то ненужные сложности, посмотрите, как русский ребенок 2х с небольшим лет управляется с глаголом "петь":

Ми (2 года и 7 мес) только осваивает грамматические нормы родного языка, это временами становится просто анекдотичным:

-Мам, пей!

-Что?

-Песенку пей!

-Спеть песенку?

-Да, спи
(взято отсюда https://vk.com/perfekta?w=wall2678514_3864)

И только большое количество проб, ошибок, маминых-папиных исправлений этих ошибок, и новые и новые попытки говорить, выражать то, что хочешь сказать, приводят к тому, что мы начинаем говорить грамотно, и нас понимают.

Без этого этапа не заговоришь ни на каком языке, как и на велосипеде не поедешь сразу ровно, быстро, без единого падения после чтения учебников по технике езды на велосипеде  :)

И относиться к своим ошибкам в изучении иностранного языка нужно так же, как к детским в освоении родного: с интересом, с пониманием, что без этого никак, умиляться им (ошибкам), играть языком, экспериментировать. И уж никак не ругать себя, и не позволять ругать другим.

Вам сказали спасибо Marka, Zaznoba

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Диалог на уроке. После минут пяти самостоятельного изучения задания:
- Ярослава Владимировна, а мне в задании надо ЗВУКИ правильно записать? - ученица, 9 лет.
Вообще-то нет, записать надо слова, буквами, и об этом в задании сказано, по-русски.
- Прочитай задание вслух, пожалуйста, - я.
Читает задание вслух.
- А-а-а, поняла, слова же надо записать, - ученица.
- Подожди, пожалуйста, выполнять,ответь: как получилось, что ты это сама не смогла понять? - я.
- Не знаю, - ученица.
- Да ладно, спроси себя, знаешь, конечно, - я.
- Я невнимательно прочитала, - ученица.
- А почему? - я.
Удивление в глазах ученицы и интерес:
- Ну я когда быстро читаю, то читаю невнимательно.
- А почему? - я.
- Ленюсь, - ученица. Слышу фальш в ответе.
- Ну если ты ленишься, зачем же задание выполнять, не делай ничего, поленись, я разрешаю, - я.
Озадачилась девочка.
- Я что-то не очень-то верю, когда ты говоришь, что ленишься. Почему же ты читаешь быстро и невнимательно?
Вижу живой интерес в глазах девчушки:
- А теперь мне и самой интересно: почему же я читаю невнимательно?
У меня радость: вот оно, сошлось, ребенок задумался о том, что делает, когда что-то делает. Ура!
С этого момента поговорили, обсудили, что стоит читать внимательно, что нет. Ведь не каждый же встреченный текст читать и вчитываться. У меня, вон, реклама в лифте, например, есть.
Можно и к заданиям возвращаться. Урок пошел дальше своим чередом :)

Вам сказали спасибо Клеопатр@, Зернова Татьяна, Лелёка

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Давно я не писала о моем любимом подростковом разговорном английском клубе. А меж тем, встречи проходят еженедельно. Расскажу, что делали сегодня. Все это происходило на английском языке.

В преддверии Дня сурка - Groundhog Day - начали встречу с того, что я предложила моим ученикам угадать или вспомнить, какой завтра традиционный праздник в США и Канаде. Предлагались День Святого Патрика, День Независимости, что-то еще. Потом кто-то вспомнил, что было что-то связанное с животным. В результате, вспомнили!

Следующий вопрос: а про что праздник-то? Вспоминая одноименный фильм предположили, что про выход из повторяющейся повседневности? Нет. Может быть, что-то со сбором денег на благотворительность, так как сурку после спячки нужно есть и кому-то еще нужно деньгами помочь? Снова не то. Про то, что сурок вылезает из норы вспомнили, что-то про тень вспомнили, про зиму и весну - тоже. Но вот связать все эти факты воедино пришлось мне. Поговорили о приметах весны, о том, что поворот на весну уже произошел. У нас и день такой солнечный был сегодня. Правда, это как раз к не очень скорой весне, как ни странно. Но День сурка завтра, посмотрим, какая завтра погода будет))

Посмотрели видео прошлого года с празднования Дня Сурка в городе Панксатони, штат Пенсильвания, где и застрял главный герой одноименного фильма. Видео о самой кульминации праздника, когда сурок предсказывает время прихода весны.

Потом спонтанно перешли на разговор о традициях, зачем они нужны и нужны ли. Я просила подумать и сказать от себя лично, а не с точки зрения людей вообще. Кстати, я не давала в итоге какого-то "правильного" ответа. Каждый задумался, сказал, что надумал, послушал других и, возможно, после такого неспешного и не дидактического обсуждения, кто-то и вне нашей встречи задумается о традициях в его жизни, их смысле или его отсутствии. А мы, как-нибудь, по новому поводу сможем эту тему затронуть и еще раз, под новым углом. Люблю я делать так, чтобы дети задумывались о чем-то в их жизни. Уверена, что это полезно)

Дальше у нас были английские скороговорки - tongue twisters. На этот раз на отработку звука [h]. Очень смешная: Hattie Henderson hated happy healthy hippos. Сначала мы просто ее произносили, а потом стали обсуждать за что же эта Хетти Хендерсон ненавидела счастливых здоровых бегемотов? Дурачились от души! Можно было придумывать любые глупости и нелепости, и мы не преминули это сделать!))) А заодно следили за произношением звука [h]. В общем, полезное с приятным, как я люблю.

Дальше пара раундов в Мафию. Один раз победили мирные жители, второй раз - мафия. Много смеялись. С игрой в Мафию у нас уже связано много смешных случаев, есть свои мемы и шутки. Хорошая вещь - традиции :)

И напоследок, просмотр очередной серии мультсериала "We Bare Bears." Забавные эти медведи, еще посмеялись. Съели все печеньки и пошли по домам.

Вам сказали спасибо Клеопатр@

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Про обучение мышлению и как хорошо делать ошибки.

По моим наблюдениям у многих детей нынче сложно с логическим мышлением, причинно-следственными связями, направленным вниманием и вообще понимаем того, чем и зачем они занимаются, когда занимаются тем, что мы называем учеба. Впрочем, боюсь, что в остальной жизни, не учебной, все выглядит так же, просто не так заметно, возможно.

Есть у меня одна "двухсерийная" история. Интервал между "сериями" - 4 дня.

Начальная школа, 2 класс. Ребенок А делал дома упражнение, когда нужно было из каждой пары слов отметить одно, которое озвучил диктор (слова похожи почти всеми звуками), см. картинку. Итак, в каждой паре ребенок подчеркнул одно слово из двух.

"Давай", - говорю, - "возьмем у В тетрадь, проверим по ней, он это раньше делал." У меня дети идут немного в разном темпе, группа 4 человека, могу себе позволить такой разнобой, чтобы никто не тормозил, но и не пропускал непонятное. Мы могли бы сразу под аудио проверить, но техника была занята другим ребенком, а наизусть я ответы не помню :)

Проверяем, отмечаю два ответа, которые услышаны неправильно. Отправляю А к компьютеру послушать еще раз, чтобы дать ушам верную настройку, услышать то, что не было расслышано. Сделано.

Ответы исправлены на верные в тетрадке. А потом А и говорит: "Возьму тетрадку В, проверю, правильно у меня теперь или нет". Я (от неожиданности) сильно удивляюсь: "А как, спрашиваю, у тебя может быть неправильно? Там же только два варианта было? Один был неверный, я его отметила, ты исправила. КАК может быть еще? Зачем сверяться?" Ребенок смотрит непонимающими глазами. А так как я считаю важным умение ребенка думать, то предложила все же понять, почему я против того, чтобы сверяться и считаю, что сверяться не надо. Детка думала минут 10, но так и не поняла, что же не так. Я же сразу разъяснять не стала, так как вообще считаю, что привычка тут же получать правильный ответ от учителя, если не знаешь сам - не полезная. Она отучает задумываться. Урок подошел к концу, и мы расстались. 

К слову, детка из хороших учеников, пятерки там и все такое. И это не исключение, хочу я сказать.

Через 4 дня девочка пришла ко мне на занятие снова. Я ей объяснила на пальцах (буквально))), как можно было узнать правильный ответ. Она внимательно послушала, посмотрела, потом до нее дошло и она просияла)) Поняла! Она, правда, не могла этого понять. Ну вот так бывает. Хотя во многом весьма сообразительная девица.

А потом было совсем славно. Она делала одно задание, где читая по транскрипции, пыталась применить знание на чтение слов. Мы это обнаружили. Прояснили, где "мухи", а где "котлеты". То есть, где звуки, а где буквы и слова. И я говорю потом с радостью и энтузиазмом:
- Вот прямо отлично, что ты эту ошибку сделала! Столько полезного мы с тобой из нее сейчас извлекли. А ты знаешь, что это очень здорово, делать ошибки?
Смесь удивления и радости в глазах ребенка.
- Да? Правда?
И при этом прямо светится вся!

Пока человек боится ошибок, он не может ничему научиться. Я это точно знаю, потому шаг за шагом учу делать ошибки, думать, возвращаться назад и перечитывать, задавать "глупые" вопросы, признаваться в том, что не понимаешь и говорить "не знаю" не падая в обморок.

Вам сказали спасибо Marka, Zaznoba, Nat85, Клеопатр@, Зернова Татьяна

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Английским - взрослым. Метод для преодоления психологических барьеров.

Недавно я завершила первую ступень обучения ЭОТ (эмоционально-образной терапии). Намереваюсь активно использовать метод в своей основной работе - преподавателя английского языка. А параллельно, буду продолжать обучение на второй ступени.

Я часто вижу, как моим занимающимся, особенно взрослым, мешают какие-то невидимые препятствия. Приходит человек заниматься, решился, готов, хочет, начинает и...иногда просто до слез! Так тяжело дается быть в процессе обучения, быть учеником! И иногда там "торчат уши" давних, уже, казалось, забытых школьных проблем, обид, унижений. Часто из самого нежного возраста - начальной школы, 1 класса. И с этим можно разобраться, завершить те болезненные ситуации, закрыть их, забрать оттуда себя, свои силы, свои надежды. И получить возможность учиться новому из взрослого состояния, и получать от учебы удовольствие в том числе.

А иногда человек как раз очень комфортно ощущает себя прилежным учеником, который учит правила, слова, читает и переводит тексты. Но вот говорить, да еще без подготовки - ужас и кошмар. Краснеет, бледнеет, покрывается потом, речь становится такая неуверенная и сбивчивая. И это не потому, что нечего сказать. Такой вариант страха публичных выступлений.

Бывает, что человек чувствует себя неспособным к обучению, неспособным понять другой язык, его грамматику (и зачем она вообще нужна-то!). И иногда эта проблема решается педагогическими методами, а иногда небольшая работа методом ЭОТ может дать человеку нужный ресурс и ощущение, что могу, делаю, получается.

Я только в начале своего пути как ЭОТ-терапевт. Но ко мне уже можно обращаться, в том числе не только с проблемами в изучении английского языка. Я работаю лично (Обнинск, Москва) и по скайпу.
Стоимость сессий пока учебная, небольшая, сообщаю при личном обращении с конкретным запросом. Задавать вопросы, обращаться за моей работой можно в личных сообщениях.

Вот что пишет об ЭОТ создатель этого метода, наш соотечественник, кандидат психологических наук, доцент, профессор Московского института психоанализа Н. Д. Линде:
"Метод эмоционально образной терапии (ЭОТ) зарекомендовал себя как чрезвычайно эффективный, быстрый и глубокий, позволяющий решать многочисленные психологические и психосоматические проблемы. Специалист, владеющий этим методом, может избавлять клиентов от фобий и тревог, панических атак, гнева, эмоциональной зависимости, горя и потер, чувства стыда и вин, психосоматических болей, аллергии, нейродермита, тиреотоксикоза, астмы и много другого. Может помочь наладить отношения, достичь успеха, обрести смысл жизни, понять самого себя."

Я пока умею не все из перечисленного. Если ваш запрос будет мне "не по зубам", я вам честно об этом сообщу и дам информацию о коллегах, которые смогут вам помочь.

Итак, пожалуйста, обращайтесь, пишите личные сообщения. Отвечу на вопросы, сообщу стоимость и формат работы подробнее, сделаю работу для вас. Обнинск, Москва - возможна личная работа. Для всех, у кого есть Интеренет и скайп - работа по скайпу.

Оффлайн Alfeiko

  • Знающий родитель
  • *****
  • Сообщений: 1162
  • Мама в кубе ))) Я - Оля

  • Вы сказали спасибо 343 раза
  • Вам сказали спасибо 480 раз
Ярослава, какая же ты молодец!Желаю побольше практики в уже изученном и новых знаний!

Вам сказали спасибо Ярослава Карабаш

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Ярослава, какая же ты молодец!Желаю побольше практики в уже изученном и новых знаний!

Оля, спасибо! Мне приятно :)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Такие сообщения приходят иногда, как сегодня в ночи, и я сижу и сама себе улыбаюсь:

"Ярослава! Мои дети не боятся говорить на английском, первый раз)))"

Это дети (подростки) выехали с родителями на отдых за границу и общаются в условиях реальной жизни.
Я так рада. Всегда рада, когда это получается. Для меня каждый раз как чудо. За этим стоит много работы: моей и учеников, но все равно вот это "не боятся говорить" выглядит как чудо. :)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
В моей практике бывают случаи, иногда человек может говорить по-английски, но думает, что не может. И страдает от этого, впадает в панику при мысли, что такое общение предстоит. Обращается ко мне, упоминая болезненный опыт в обучении.
А потом мы встречаемся пару раз в скайпе и происходит чудо: "после двух занятий, я почувствовала большое облегчение в плане общения с англоговорящими людьми в целом. И если раньше я писала сообщения или емейл, я перепроверяла в переводчике на корректность, то сейчас я сразу думаю и пишу, пропала это необходимость. Для меня это большой прорыв, и я думаю, что мне была важна вероятнее всего психологическая составляющая и поддержка. И я вам очень благодарна за это!
Спасибо вам огромное за вашу чуткость! Я считаю, что это одно из важнейших навыков, которые должны быть у преподавателя. Я очень рада и благодарна, что у меня теперь есть такой опыт в обучении."
И все, иногда двух встреч достаточно. Я очень рада, что такой неожиданно быстрый результат.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Зарисовки с уроков.

Девочка, 9 лет, занимаемся с ней с начала этого учебного года. Выполнила упражнение в учебнике, вставила пропущенные слова. Читает вслух. Слышу, что читает механически, то есть, обращает внимание на произношение, но не осознает, что читает, не рисует мысленно картинки. Хотя, спроси я перевод, все переведет, слова все знакомые, построение предложения тоже ей понятно.

Останавливаю. Прошу каждое предложение (а это именно отдельные предложения, не связная история) представлять, читая. Например: "This is a very old gnome" - и представить этого очень старого гнома. Не перевести на русский, что важно, а именно представить его. И так фразу за фразой. "Ага", - кивает девочка. Читает дальше: "This is a very cool cap". Для проверки спрашиваю: "А какую кепку ты представила?" Ученица моя начинает что-то бормотать про голубую кепку, но подробностей, чем же кепка cool, да еще и very я не слышу и понимаю, что она не представляла и вообще не очень-то понимает зачем это делать. Но так как все представляется в ее голове, проверить я это не могу, то можно ответить: "Да, представила." Но я-то слышу, когда человек читает со смыслом, а когда нет!

Мне важно научить учеников читать осмысленно, так как это путь к тому, чтобы понимать звучащую речь. Когда слышишь речь, то переводить некогда, нужно, чтобы привычка сразу понимать на языке была уже выработана. Да и когда читаешь, это странная идея: сначала просто прочитать, а потом переводить. А читать без понимания было зачем?

Это и из школы привычка, да и вообще задумываться о смысле своих действий детей надо учить. Вижу, ребенок не понимает смысла моих требований. Задать вопрос: "А для чего так делать?" ей тоже не приходит в голову - учителю обычно не принято задавать такие вопросы. У нас можно и поощряется, но, по опыту, год уходит, чтобы ребенок перестроился настолько, чтобы перестал бояться задавать вопросы, которые появляются у него в голове.

Пришлось остановить выполнение упражнения. "Давай,"- говорю, - "ты подумаешь, как вдруг однажды случится, что ты сможешь говорить по-английски и понимать, что говорят тебе?"
"Ну я буду делать упражнения, учить правила, узнавать новые слова,"- отвечает.
Перехожу на английский, сложный, без упрощения, говорю пару-тройку предложений. Потом снова говорю по-русски. "Ну и как ты думаешь, благодаря чему, и через какое время, ты сможешь это понимать?" Озадачилась. Думает. Жду.

Потом прошу ее представить двух людей. Один просто с хорошим произношением читает текст, а другой так же читает, но ее все-все представляет. В чем будет разница? Кто из них скорее начнет говорить сам и понимать речь? И снова даю время. Что-то в лице светлеет, кивает. Ага, поняла. Вижу, что и правда, поняла. Фух. Можно двигаться дальше. Продолжаем делать упражнение.

Вам сказали спасибо Helga, Alfeiko, Зернова Татьяна, Marka, Navasi1060, alina

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Чем дальше, тем больше в своей работе сталкиваюсь с тем, что дети не умеют думать, то есть устанавливать связи между фактами, видеть причины и следствия, опираться на известное, чтобы понять новое. Учу. Пока мозг не научится так работать, обучение невозможно, так как иначе в памяти хранятся разрозненные факты, которые имеют тенденцию быстро забываться.

Цифровая эпоха, в которую мы живем, имеет свои особенности, свои риски. О них желательно знать. Я изучаю влияние гаджетов на работу мозга, так как по роду своей деятельности имею дело именно с мозгами моих учеников :)

Законспектировала для себя несколько мыслей, которые лично мне отозвались в связи с моей преподавательской деятельностью из лекции А.В. Курпатова "Культура и чтение в цифровую эпоху".
Вся лекция здесь https://www.youtube.com/watch?v=NVGLafSaKmk там еще много интересного и полезного.

"Если вы не имеете тактильного контакта с тем, с чем вы взаимодействуете, то для вашего мозга это просто шум водопада. Все, что вы видите, вы должны иметь возможность пощупать в детстве. Тогда это становится частью вашего интеллектуального багажа."

"У нас нет времени для того, чтобы реально думать. Потому что думанье - это работа. На нее нужно выделять время, как на всякую работу. Есть ли у вас на это время? Нет. Потому что вы находитесь в состоянии постоянной подключенности, вы всегда на связи."

"Мы не можем сосредоточиться на задачах из-за избытка раздражителей."

"Вдумчивое медленное ежедневное чтение в течение всего лишь 45 минут позволяет научить мозг ребенка конструктивному линейному мышлению, когда последовательность событий они могут изложить корректно и восприятие информации связных ментальных образов, когда они способны внутри головы представлять не конкретного персонажа, а всю структуру взаимодействия."

"Когда мы читаем книгу (бумажную), у нас специфическим образом работает зрительная память, потому что мы смотрим: на правой стороне или на левой стороне, сверху страницы или снизу страницы? Есть определенный объем кинестетического влияния, потому что мы чувствуем, что мы переворачиваем листы, мы чувствуем тяжесть, мы понимаем в какой части книги мы находимся, и это важнейшие наметки для нашего мозга для того, чтобы он правильно собирал эту ментальную модель того, с чем вы знакомитесь. На ридерах мы этого не имеем."

"Через 6 минут после погружения в книгу уровень стресса снижается на 68%."

"Это касается не только физического взаимодействия с книгой, это касается и письма. Если вы испытываете стресс на работе и просто записываете, что с вами происходит, то ваша продуктивность увеличится на 28%. Физическое письмо. Мозг работает по-другому, когда вы имеете дело с физической реальностью."

"Письмо от руки помогает нам: структурировать информацию, усваивать новую информацию, переходить от старых идей к новым, обнаруживать новые мотивации, улучшает общую социальную адаптивность."

"Если мы хотим сохранить себя, то нам надо возвращаться в реальный мир. Реальный мир - это реальное общение с реальными людьми, потому что от этого зависит ваша способность иметь такую дефолт-систему мозга, которая позволит вам строить сложные интеллектуальные объекты."

"Мышление тренируется только в социальном взаимодействии."

"Нельзя научиться уму самому по себе, для этого нам нужны другие люди."

Вам сказали спасибо Helga, Alfeiko, Nat85, Zaznoba, Supermega77, Marka

Оффлайн Marka

  • Сливка общества
  • ******
  • Сообщений: 6227

  • Вы сказали спасибо 710 раз
  • Вам сказали спасибо 1467 раз
Спасибо за такие интересные сведения! Вот почему наверное так тянет читать после рабочего дня или учебы- снижаем стресс! Не буду теперь отнимать у ребенка книгу после школы))). И на работе тоже стараюсь, чтобы во-первых снизить стресс, властных структурировать информацию.

Вам сказали спасибо Ярослава Карабаш
Красота в глазах смотрящего...
Моя страничка

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Занятия подросткового разговорного интенсива. Английский язык.

Что мы сегодня делали? Начали с обсуждения текущего настроения. Оказалось, что у некоторых настроение "не очень" (so-so) и связано это со школой, оценками, предстоящими экзаменами. Что и понятно - это же их основная деятельность сейчас. Интересно и важно для меня было то, что завязалась беседа. Подробная, с уточняющими вопросами, с высказыванием своей точки зрения.

Начали со специализаций по классам и выбора специализации на следующий год. Выяснили, что кто-то планирует сменить школу в следующем году. Уточнили причины. У кого-то родители хотят, чтобы ребенок сменил школу на более сильную, а ребенок не хочет, так как вообще хочет менять привычную школу и коллектив.

Поговорили о том, какие есть плюсы и минусы в смене школы. Часть детей имеют такой опыт, они рассказали, как смена школы прошла для них. Только я приготовилась попросить ребят озвучить плюсы и минусы от перехода в другую школу, как, неожиданно для меня, один ребенок заговорил о том, что вообще круто было бы учиться дома, не ходить в школу. Я быстренько сменила заголовок на доске на "Homeschooling", предложила обсудить возможные плюсы и минусы. Вышли на довод, что когда учишься дома, то нет ежедневных оценок. А у меня, кстати говоря, уже две недели как была припасена тема для дебатов, нужны ли оценки в процессе обучения, "за" и "против".

Но я всегда готовлю больше разных заданий и активностей, чем это нужно на полтора часа занятий, так как по ходу встречи я вижу, что сейчас пойдет, а что неуместно. Иногда чувствую, что надо побольше поиграть, посмеяться. А иногда хорошо серьезные темы обсудить. Подростки - народ нежный и трепетный, нужно держать руку на пульсе их настроения, чтобы встречи были эффективными и полезными. Главное для меня, чтобы дети говорили по-английски, а чем заниматься - уже зависит от текущего эмоционального состояния группы.

Итак, затронули тему оценок. Я предложила обсудить, нужны ли оценки, текущие, те, что на каждом уроке ставят. И если нужны, то кому, зачем, какая от них польза, и всегда ли польза. К слову, сама я стараюсь не говорить "правильного" ответа. Своей задачей в таких беседах вижу: сделать так, чтобы ребята задумались. Я считаю, что это очень важно - задумываться о своей жизни и ее составляющих. Чтобы не жить на автопилоте.

Ближе к концу нашей беседы я спросила, кто бы хотел попробовать хоумскулинг, если бы родители были не против. Из шести участников нашей встречи голоса разделились 3 на 3. Неожиданный для меня результат. Хотя, казалось бы, я - мама с опытом хоумскулинга 4,5 года, мне ли удивляться. К слову, благодаря своему опыту, я смогла ответить на несколько вопросов о том, как в принципе это обучение может быть организовано, так как, конечно, дети не знают. У нас и взрослые, в большинстве своем, не знают.

Беседу пришлось прервать, так как остались 10 минут от полутора часов: время смотреть очередную серию мультсериала "We Bare Bears" и расходиться по домам. Еле остановила :) Договорились, что продолжим в следующий раз, если запал не иссякнет. И это на фоне того, что я подготовила разные задания, игры, активности. Но, когда я увидела, что дети заинтересованно обсуждают то, что для них важно, я естественно, не стала их останавливать. Лишь модерировала процесс, чтобы всем дать высказаться, чтобы беседа была интересной.

Я очень довольна сегодняшним занятием, так как:

Во-первых, мы говорили все это время по-английски. Мое дело было новые слова на доску выписывать, поправлять или намекать на ошибку в грамматике. Дети друг другу помогали выразить вернее мысль, если у говорящего возникали затруднения.
Когда человек обсуждает по-английски важное лично для него, то английский становится соучастником этого важного, то есть, становится частью личной жизни человека. И тогда изучения языка переходит из разряда "учебный предмет" в разряд "мое". Эффективность усвоения языка при этом существенно возрастает.

Во-вторых, готовность детей обсуждать важные для них темы, высказываться искренне, думать, размышлять - дорогого стоит. Создание доверительной атмосферы, где можно сказать, что думаешь без страха осуждения или насмешки - это одна из задач, которые я ставлю перед собой в работе.

В-третьих, умение вести беседу, следить за ее ходом, быть включенным все время, задавать уточняющие вопросы, высказывать свою точку зрения - это очень важный навык, как я считаю. При этом, хоть я и старшая, и ведущая, но в кругу мы все общаемся на равных. Кто-то по школьной привычке пытался поднимать руку или говорить, глядя на меня, как отвечают урок. Я мягко перенаправляла всех в круг общей беседы.

Надеюсь, что для моих прекрасных подростков это был очень полезный опыт. Лично мне очень понравилось с ними общаться :)


Вам сказали спасибо Marka, Nat85, Клеопатр@

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ПРО ОШИБКИ.
Работаю с ученицей. При повторении изученного обнаруживаю, что кой-какие базовые правила еще не усвоены. Начинаем разбирать тему заново. Задаю вопросы по темам, которые уже подробно разбирали, обсуждали, точно не один раз. Первое, что пытается сделать человек - это начать листать тетрадку, где "было записано". Не вспомнить, а сразу глянуть записи.

Останавливаю. Прошу поискать у себя хоть какие-то кусочки информации на нужную тему. Вот прямо так себя и спросить: "Что я помню о _________(тема, по которой нужно вспомнить)". Далее прошу "выгружать" это все. Выписываю на доску. Получается картинка из разрозненных кусочков паззла. Предлагаю на них посмотреть и предположить, какой же правильный ответ по обсуждаемой теме?

Снова испуг в глазах, нерешительность, попытка опереться на меня прежде, чем дать ответ. Знаете, такой разговор с учителем полунамеками, чтобы учитель продолжил как правильно. Не поддерживаю такой разговор, так как этап первого знакомства, а потом и более подробного рассмотрения темы, уже пройден. Да, ученица подзабыла о чем речь, но она работала с этим материалов, и для нее во много раз полезнее сейчас самой сделать предположение.

Если оно неверное, то во-первых я пойму, что именно мне нужно объяснить и проработать с ней, во-вторых, во время такой самостоятельной попытки мозг работает в активном режиме, ищет решение, а это то, что и нужно при настоящем обучении. Ученик должен быть активен в процессе. Должен быть соучастником, а не потребителем. Только так возможно усвоение, присвоение себе результатов учебного процесса.

Ну и не забываем, что возможен вариант, что ученик даст верный ответ. Так как где-то в памяти уже есть эта информация, как сложить кусочки паззла. Возможно, что ученик сам на этот раз дойдет до правильного ответа. И тогда - ощущение инсайта, победы. То самое ощущение, ради которого учатся те, кто любит учиться. Когда кусочки паззла складываются в картинку, и это красиво, это логично и стройно, это ВАУ! Если я вижу, что ученик/ученица потенциально готовы к такому прорыву, то я не буду той, кто украдет у них эту победу и будничным голосом расскажет, как же правильно в данном случае.

А еще я говорю ученице, что бояться сделать ошибку не нужно. Потому что учеба отличается от работы тем, что на работе главное дать качественный результат в виде какой-то продукции и получить за это вознаграждение. А в учебе мы движемся от одной ошибки к другой. И ошибки - это наши ориентиры: что нужно разобрать подробнее, какая информация труднее усваивается, где нужно вернуться назад и еще раз поработать над темой. И вознаграждением в учебе является ПОНИМАНИЕ, тот самый инсайт, о котором я писала выше, а не правильно выполненное упражнение и похвала "молодец" за него от учителя или от самого себя.

Разрешить себе делать ошибки, действительно учиться на них - для продуктивной учебы это просто необходимо. А моя, учительская роль в этом - быть на стороне ученика, идти по этому пути с ним, как мама, которая терпеливо помогает малышу научиться ходить, но потихоньку начинает "забывать" дать ему ручку, а когда малыш больно падает - дует на ранки и мажет их зеленкой, а потом снова отпускает его пробовать ходить. Пока не настанет время, что можно будет уже не оглядываться, так как малыш уже ходит не хуже мамы :)

 







Аренда на форуме