Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя - Мать,
Муса Джалиль
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 44924 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Внезапная мысль.

Дети и взрослые, которые узнавая что-то новое, чего они не знали, говорят: "Мне об этом никогда не говорили/этому не учили" и другие дети и взрослые, которые в таких случаях говорят (не важно, вслух или только себе): "Я этого никогда не знал/знала, ух ты!" - это два разных типа людей.
Они по-разному, принципиально по-разному, живут жизнь, особенно в части освоения нового, изменений в жизни. Я, как преподаватель и ЭОТ-терапевт, имею дело и с теми, и другими. Реальные результаты будут только у вторых.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
IELTS Academic - про моих взрослых студентов.

Пришли результаты моей студентки, которая две недели назад сдала IELTS Academic. Общий балл 6.5, а Reading и, моя гордость, Speaking, на 7.0. И это студентка-медик, то есть язык нужен как инструмент, не как специальность. Загруженность студентов-медиков по специальности, я думаю, не нужно рассказывать какая.

Это мой первый опыт подготовки. И экзамен мы тоже рассматриваем как первый пробный шар. Для студентки это первый в жизни языковой экзамен. Нужно было на своем опыте прочувствовать весь процесс сдачи и получить баллы, от которых можно отталкиваться в дальнейших занятиях. И при этом, это очень и очень приличный результат. С таким баллом можно подавать документы на учебу в университеты и на работы, когда речь идет о работе не по лингвистической специальности.

В общем, я рада)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Учебные открытия

Реплика на занятии: "Знаете, что я вспомнила? Я раньше думала, что окончание -s у глаголов в Present Simple или вообще не ставится, или ставится, когда множественное число".
Это мы с ученицей 5 класса за учебный год "закрываем" всю программу начальной школы - 3 года обучения - и у нее случаются инсайты по ходу. Чем для меня они ценны?

Во-первых, идет перепрошивка, перезаписывание информации. Когда человек позволяет себе такие осознания, он действительно заменяет неверные объяснения явлений на те, на которые можно опираться и получать хороший результат.

Во-вторых, такие реплики - показатель того, что человек занимается осознанно прямо сейчас. Для такого высказывания надо было свериться со старой "картой местности", найти несоответствия с реальной и внести поправки. И только такой способ - признак реальной учебы и продвижения.

Учиться - это когда вот так, а не когда выучил правило наизусть и правильно ответил)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Мысли об образовании

Есть такая очень распространенная идея, что в школе ученику приходится преодолевать себя, ведь надо учить то, что не нравится и не интересно. И что это прямо полезно, потому что он учиться различать "хочу" и "надо", учится ставить задачи и их выполнять.

Я всегда умела сделать то, что учила, интересным. Считаю, что это очень вредная идея - учить, что не нравится и неинтересно, это вообще не обучение, а отработка барщины. И не приносит, что самое главное, тех результатов, которые должно приносить обучение. Приносит противоположные. Лучше бы уж для закалки характера и прочего целеполагания картошку копали. Тогда хоть результат можно с пользой употребить. А учиться нужно из внутренней потребности и интереса.

Говорят, Аристотель говорил, что человек отличается от остального животного мира тем, что хочет знать. Мне нравится эта идея. Я ощущаю с ней внутреннее согласие)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Живое обучение. Зарисовки с уроков.

Входит ученица, 3 класс, усаживается:
- Можно я повторю слова, перед тем как отвечать вам перевод? - у нее домашнее задание было прочитать и понять текст, который слушали на прошлом занятии. Задание задавала уже немного на бегу, сказала, что нужно текст прочитать, перевести, подготовиться читать на английском. И вот детка хочет повторить слова, чтобы бодро, как на отлично, мне рассказать перевод. Но это вообще не то, что нужно, если у нас живой процесс обучения. Вообще.

У ребенка отличная память, поэтому механически может запомнить много, стихи по литературе учит не понимая и получает пятерки. Почему стихи учит не понимая? Так потому что это Фет, Тютчев и другие наши прекрасные поэты, которые писали словами, неизвестными современному ребенку. А в школе стих задали выучить - ну и отлично, учим. Понимать же стих не задавали, в школе вместе не разбирались. Просто надо выучить и ответить. Поставят оценку. Ура. Очень-очень вредное занятие. Тренирует запоминать без смысла, ведет к обесцениванию процесса мышления и осознавания.

Итак, что же с заданием на перевод? Идея-то в том, чтобы почитать текст на английском с пониманием смысла, с тем, чтобы во время чтения рисовались образы и картины. Не обязательно переводить на русский язык, можно было бы попросить нарисовать, снять мультик, показать сценку. Кстати, прямо сейчас подумала, что в следующий раз мы сценку и изобразим! Ура, мне нравится эта идея. У нас там текст про ежедневные рутины с историей про девочку и ее игрушку. Мы отлично это можем инсценировать.

И тогда идея перевода - это не про "повторить слова" перед ответом, а про создание ясного сюжета. Слова, если что, можно и подсмотреть, не в том ценность работы. Но детка пока не понимает, хотя уже третий год заканчиваем вместе. В школе-то все не так. Но ничего, будем растить понимание.
Немного поговорили про работу переводчика. Взяла с полки толстую книгу на английском. "Вот", - говорю, - "смотри, такую книгу могут дать в работу переводчику и заплатят деньги, когда он или она ее переведут. И не будет дело тем, кто платит деньги, из головы переводчик переводил или в словаре слова смотрел. Просто заплатят за количество переведенных страниц. Как ты думаешь, имеет смысл переводчику слова учить?"

Детка молодец, быстро сообразила, что смотреть в словаре дольше, чем из головы переводить, особенно если за каждым словом в словарь ходить. И прикинули мы, что так наш переводчик много не заработает.
Часть учебного времени я заняла под формирование учебных навыков, под рост осознанности в обучении. Казалось бы, при чем здесь английский? Делай задания следуя методике, и всё должно быть хорошо. Но в том-то и дело, что мой опыт показывает, что ничего не хорошо. Когда упражнения выполняются только для правильного формального результата, то за них ставят "пятерки", а результата в виде изменений, которые ведут к овладению языком или любыми другими знаниями, умениями, навыками не происходит. Вообще. И в этом парадокс: оценки до поры до времени могут быть отличные, знания, которые применяются в реальных ситуациях стремятся к нулю.

Редкий ученик приходит со сформированными учебными навыками. Для малышей это вообще нереально. Я думаю, что начальная школа как раз на это и должна в первую очередь делать акцент вместе с формированием позитивного образа учебы как очень интересного занятия. Но нет. Ну будем работать на местах)

Вам сказали спасибо Supermega77

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Не только про английский. Про учебу.

Моя ученица, с которой мы занимались не только английским, а с середины года еще и математикой, и русским языком, закончила 3 класс на отлично. При этом я довольна, что она не просто механически выполняет задания, за счет хорошей памяти, а понимает что и как делает. Особенно пониманием математики я довольна. С русским еще в следующем году надо будет обсуждать то, что они уже прошли и будут проходить.

Если бы не наши занятия, было бы больше фрустрации от учебы, и, собственно было, потому что понимания нет, приходится пытаться угадать способ и надеяться, что повезет. А везло не всегда, было большое напряжение из-за оценок, хотелось пятерок, но не получалось. Стали разбираться на пальцах, конфетах и объяснять задачи Винни-Пуху, через пару месяцев все стало налаживаться. Каждую новую тему обсуждали вместе, обговаривали, рисовали, искали примеры, в общем, учились. Правильные занятия + способности = отличный результат.

Вижу сейчас, в конце учебного года вопросы в родительских группах как наверстать математику в 5м, 6м и далее классах. А без хорошей базы из началки - никак. Самое обидное в этом для родителей, что в начальной школе все может выглядеть радужно: "четверки" и "пятерки" по русскому и математике создают иллюзию, что у ребенка все в порядке с этими предметами.

Увы, хорошие оценки в начальной школе вообще не показатель сформированной базы. Отличники не могут применить умножение, если у них не было задания на умножение, например. Будут что-то вычислять сложением. Не понимают, что деление проверяется умножением. То есть, могут сказать такое правило, но не понимают. И так далее. И именно после такого прохождения начальной школы, когда заучили алгоритмы решения разных примеров и задач и пока хватало памяти все эти алгоритмы запомнить, а потом в средней школе нужно вдруг начать понимать, что ты решаешь - случается тот самый швах. Ничего не понятно, и не понятно почему.

Дети не хотят разбираться, им сложно. Их обвиняют в лени, а в чем еще? А у детей нет базовых знаний, на которых строится программа средней школы. Им, правда, очень сложно: нужно справляться с программой сейчас, а опоры нет.

Очень большие проблемы с подходами к обучению в современной начальной школе. Хотя, выглядит все так, как будто проблема в средней. Но нет.

Вам сказали спасибо Supermega77

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ЕГЭ - страхи и тревоги. Взгляд с точки зрения глубинной психологии.

Идет пора экзаменов. ЕГЭ у одиннадцатиклассников. Много волнения, переживаний, до нервных срывов, увы, у некоторых. И здесь же много советов как себя не накручивать, что жизнь не кончается, что всегда есть варианты и далее по списку. И правильные советы часто. Правда, и что жизнь не кончается, и что варианты есть, и что накручивать себя не помогает улучшить результат, а скорее повышает вероятность глупых ошибок. Но волнение часто никуда от этого не уходит.
 
Мне приходится иметь дело с детьми, сдающими как ЕГЭ, так и другие языковые экзамены, как учитель и как помогающий практик, работающий с психологическим состоянием. Помогаю справляться с экзаменационным стрессом. И вот что я думаю.
 
Экзамен - это страшно, как минимум, очень волнующе, а по-честному - страшно. Он так и был задуман. В истоке лежит практика инициаций, в результате которых человек переходил в новый статус. Если проходил инициацию. Можно было и умереть. И память о возможности такого исхода хранится в бессознательном современного человека. 11-классники сдают экзамены и это событие совпадает с переходом из детства во взрослость. Триггеры срабатывают, молодые люди сами не понимают почему, но начинают ужасно волноваться.
 
Рациональные доводы помогают мало, потому что бессознательное шарашит: "можно умереть", "жизнь решается". У родителей выпускников поднимается тревога, истоки которой ровно там же. Поэтому помочь детям они часто не могут. Ну а учителя подливают масла в огонь, потому что знают частенько только один способ заставить детей учиться - напугать. И это отдельный разговор.
 
Я считаю, что снизить уровень тревоги может, как ни странно, не убегание от этой идеи, а я ее признание: "Да, страшно. Экзамен - это испытание, и это страшно. Я готовлюсь к испытанию. Это не легко." Спокойное признание, без эмоционального накручивания. И с открытыми глазами идти и сдавать. После такого проговаривания, кстати, должно стать видно, что жизнь не решается, решается только поступишь ты в этом году в желаемый вуз или нет. Но сначала нужно дать слово бессознательному, проговорить страх и посмотреть на него. Лучше в присутствии человека, который это выдерживает.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
ЕГЭ по английскому. Результаты и рефлексия.

Я так-то в отпуске. Но сегодня день объявления долгожданных результатов ЕГЭ по английскому. Поэтому, сегодня я не совсем в отпуске: читаю паблик ЕГЭ-эксперт в ВК, обсуждаем с коллегами в чате результаты наших учеников, общаюсь с ученицей (у меня одна ЕГЭшница в этом году), подвели итоги с мамой ученицы.

Результат для моей ученицы 83 балла. Когда любишь баллы от 90 до 100, то это, конечно, не самый мощный балл. Но. Разные дети, разный уровень способностей, психологической зрелости, учебных компетенций, нагрузка по другим предметам - все это факторы, влияющие на результат.

Поэтому, этот балл считаем отличным. Лучший из всех пробников, причем довольно сильно. Особенно радуюсь за продуктивную часть, над которой больше всего работали и которая была самая проблемная. Там чуть слетел с темы и сразу 0 за содержание и 0 за всю работу, она не оценивается. И я сейчас вижу в сообществе преподавателей сканы этих самых нулевых работ. Которые лишают детей сразу 14 баллов, если эссе, и 6ти если письмо. В устной части в заданиях 3 и 4 то же самое. Легче, чем в письменной, но тоже надо попасть в критерий по содержанию. И не так уж просто это дается очень многим, даже сильным и умным, детям.

У моей ученицы письмо 6 из 6, эссе 12 из 14, УЧ 17 из 20 (потеряла балл за один вопрос и 2 балла в 4). Это прямо верхняя граница того, на что я и рассчитывала и то боялась загадывать.

Чем я горжусь, что мне удается научить писать так, чтобы получать баллы за содержание и далее работа уже оценивается за лексику, грамматику - и здесь уже результаты зависят от уровня языка человека, бывают разными.

А еще, завидуешь, порой коллегам, когда у них сильные ученики, а у меня - не самые сильные. Славные, живые, но вот не гении. Гении тоже бывают, ими восхищаешься и это отдельное удовольствие от работы. Но сейчас хочется о тех, которых больше, кстати говоря, потому что гениев много не бывает, так уж устроено. Так вот, я очень люблю работать с разными детьми и смотреть, как они растут над собой, меняются, проходят это испытание, которым и является экзамен. Я ценю возможность быть с ними на связи, быть той, кто слышит их волнение и может быть на их стороне при подготовке, перед экзаменом, после экзамена с переполняющими эмоциями, после получения результата и необходимости его переварить.

Честно говоря, я часто думаю, что преподавание английского для меня лишь внешняя оболочка вот этого глубокого процесса трансформации. Просто нужно же что-то делать, чтобы меняться. Ну вот мы занимаемся английским. Можно было бы делать что-то еще. В итоге наполнение было бы то же: личностный рост, взросление, левел-ап.

Еще один птенец вылетел. Счастливого полета!

Вам сказали спасибо Darya

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Не про английский, но важное - как понять, куда пойти учиться.

Глубинная профориентация. Встреча с собой.

А МОЖНО Я ПОСИЖУ - ПОСЛУШАЮ?

Ученик-девятиклассник, вместе с родителями встали в тупик перед вопросом "Куда идти после 9 класса, колледжи или 10й класс школы?"

Тупик нас ожидает там, где у нас нет ясности. Туман какой-то из разных концепций, которые есть в голове плюс страх принять неверное решение. Думать сложно. Даже собирать рационально информацию сложно. На вопрос, когда есть неделя для подачи документов (дальше в планах уехать на лето) , каковы условия приема, сроки и так далее в предполагаемых колледжах - ответ "пока не знаем". И это не потому, что люди не умеют искать информацию, а от вот этой самой внутренней растерянности и тумана неясности КАК принимать решение.

Выясняю исходную информацию у мамы в переписке и договариваюсь в часовой встрече-консультации с подростком. За 5 мин. до встречи в мессенджере вопрос: "А можно он придет со своей девушкой?" Понимаю, что ожидаемая работа совсем непонятна. Ну ок, встречаю молодых людей, говорят, что, мол, девушка тоже была на профориентации уже, можно она посидит, "просто послушает". Объясняю, что я не буду рассказывать что-то как лекцию, слушать молодой человек будет себя, и здесь любой, даже очень дружественный, наблюдатель нежелателен. Ребята вежливые: нет, так нет, девушка ушла погулять-подождать.

Дальше мы час разговаривали про то, что и почему нравится парню. Почему хочется уйти из школы: устал от школы. Да, соглашаюсь, есть от чего устать. Смотрим сайты обнинских колледжей - другие города не рассматриваются как варианты - юноша в первый раз видит всю эту информацию: сроки подачи документов, названия факультетов, проходные баллы, код специальности, по которому читаем, что в себя включает программа обучения. Даже срок учебы в колледжах точно не знал, только приблизительно. Плюс-минус год)

Обсуждаем плюсы и минусы колледжей, школы 10-11 класс для данного молодого человека, опираясь на его особенности и предпочтения, планы на дальнейшее образование, особенности жизни, например, регулярные занятия профессиональным спортом. Я задаю вопросы, внимательно слушаю ответы. Лекций не читаю, учимся работать с источниками. Понятно, что в таком процесс "посидеть-послушать" невозможно, а вот искреннее глубокое погружение  не случилось бы. А здесь мы за час проделали большую работу. Наметили вариант А, вариант Б. Появилась ясность. Не готовое решение, но ясность, как это решение искать, на что опираться.

На прощанье спросила, понятно ли, почему я не согласилась на присутствие девушки на встрече? Говорит: "Да")

Это про встречу с собой. Про очень тонкий и глубокий контакт. И нет, я не претендую на такую глубину за одну встречу. Скорее, на шанс показать, что такая встреча с собой возможна и она имеет очень важное значение. Выбор места учебы - уже следствие. Опора на себя.
Позже была переписка с мамой: проговорили весь вечер с мальчиком, обсуждали уже варианты вместе. Все верно, дело семейное, теперь есть на что опираться в обсуждении и принятии решения о его жизни для молодого человека.

Я довольна)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Живое обучение
Август идет к концу, а некоторые дети идут ко мне на занятия после летнего отдыха.
 
Вчера пришла первый раз после лета моя юная ученица, с которой мы в прошлом году начали путешествие по английскому языку. Я думала: "Интересно, в каком настроении придет заниматься? Есть ли желание снова нырять в язык и все, что с ним связано?" Думала, не забыла ли она все, что мы учили?
А пришла девочка в хорошем настроении, рассказала, что какие-то английские слова "сами лезли в голову" летом. Что думала, готовилась, как же рассказать мне о своей летней поездке по-английски - и это при том, что мы только-только самые основы языка осваиваем, и, конечно, возможности очень ограничены.

Что-то забылось, и мы, играя, это вспоминали. Что-то всплывало в памяти само, что-то нет)
Не могла вспомнить слово для картинки с улыбающимся человеком - happy - и я ее спрашиваю: "А Happy Meal еще есть в Макдоналдсе?" "Да, конечно", - говорит, - "только я думала, что это просто придумали название, и оно ничего не означает".

"Интересно, почему так, слово легкое, везде встречается, а я его не запомнила?"
"Потому что ты пока разделяешь то, что учишь на занятиях, и свою остальную жизнь. А если ты хочешь, чтобы английский язык стал частью тебя, нужно делать так: выучила что-то и сразу применяй, говори это слово по-английски вместо русского, замечай, где оно есть вокруг тебя".

То же самое обнаружили со словом city. Девочка сразу вспомнила City Lego. Да-да-да, девочка, язык - живой, и он окружает нас даже в России, если захотеть видеть и слышать.

Считаю одной из важнейших своих задач: научить человека соединять, сшивать, протягивать связи между тем, что учишь и реальной жизнью. Без этих связей вся учеба, даже с идеальными домашними заданиями - не имеет смысла. Научиться учиться изменяя себя, становясь новой/новым собой. Только это и имеет смысл.

PS Кстати, я готова консультировать (за деньги) на тему: "Как сделать, чтобы учебный процесс был живым, интересным и полезным одновременно?" Ко мне можно обращаться. Это возможно и для учителей, и для родителей. Пожалуйста, обращайтесь, если нужны такие консультации, в личку.

Вам сказали спасибо Зернова Татьяна

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Оценки в начальной школе - это то, что убивает обучение.

И все, что имитирует оценки: звездочки, наклейки и прочие "мотивационные" приемы - тоже.

Готова объяснить почему.

Во-первых. Ребенок приходит в школу. Не каждый к первому классу сформировался настолько, чтобы отделять себя от оценки. Скорее исключение, если кто-то уже готов ощущать себя как "со мной все в порядке, я достоин быть и жить" от оценки за любую из учебных работ. А как раз ставить оценки можно начинать только тогда, когда ученик готов понять, что это за работу оценка, а не за него/нее всю. Не "я - хороший или плохой", а вот эта конкретная работа хорошая или не очень. Работу можно поправить, а человек остался достойным жить и быть счастливым.

Во-вторых. Ребенок не может держать фокус внимания на двух концепциях одновременно: учеба сама по себе, знания и оценка, которую можно принести домой родителям. При оценочной системе фокус внимания неизбежно смещается на оценки. За них хвалят или ругают, про них спрашивают, они важны значимым взрослым. И ребенок все свои интеллектуальные и психические способности направляет на получение оценок, которым будут рады значимые взрослые. Или, если с хорошими оценками не задалось, то стратегии будут направлены на избегание плохих оценок. Много сил, внимания, интеллектуальных способностей и переживаний.

Далее. Как только хорошая оценка получена - цель достигнута. То, что было выучено, часто без понимания, на эксплуатации механической памяти, сбрасывается как более ненужный балласт. Это происходит непроизвольно. Дети, конечно же, не в курсе. Более того, они где-то подсознательно убеждены уже к концу первого-второго класса, что такой процесс - и есть учеба. Ни о какой радости познания, установлении связей нового знания с тем, что ты уже узнаешь - так называемом расширении картины мира - речи не идет. Ни о каком образовании для себя, формировании нового себя, того самого "образа", от которого слово "образование" и происходит - не случается. И это происходит с даже с самыми славными, сообразительными, способными детьми. Почти со всеми.

И очень непросто их "расколдовывать". Это то, что как необходимая часть образования сформировано поколениями. И это не ответственность детей, конечно. Я слышу иногда как родители предъявляют требование к детям учиться для себя. Требование хорошее, но дети сами его не выполнят. По причинам, которые я привела выше.

Уже десятый год в своей работе преподавателем английского, а с младшешкольниками и в проведении интегрированных уроков, где мы затрагиваем все сферы базового образования, я ищу способы учить по-настоящему, с интересом и результатом, который не "выветривается" за каникулы. Часто получается. Не всегда. Разные случаи бывают. Мне стало интересно консультировать родителей и преподавателей, которые тоже хотели бы учить или помогать учиться, а не "отрабатывать номер". Если вам откликается - пишите в личку, можно договариваться о встречах.

Вам сказали спасибо Зернова Татьяна

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
«Учеба присходит из состояния покоя» Г. Ньюфельд

Очень и очень огорчительно, когда ребёнок приходит с каникул и обнаруживается, что то, что он или она отвечали на занятиях в прошлом году как будто куда-то растворилось. Остались, в лучшем случае, лишь смутные воспоминания.
Как же так? У конкретно этого ребёнка хорошая память, логика, кругозор выше среднего.

Человек любопытный и любознательный. В прошлом году занимались первый год, 2 класс, и все помнила и ответы были чаще идеальные.
Да, я видела, что много напряжения, пыталась его убрать. Занятия были онлайн, что усложняло мою задачу.

Сейчас решили встречаться оффлайн. Появилось доверие, девочка расслабилась. Повторяем, узнаём заново то, что как бы прошли в прошлом году. Конечно, мы занимались не зря, но могло быть гораздо лучше, если бы свои прекрасные способности моя ученица направляла на выращивание английского в себе. Она очень способная и английский ей знать хочется.

В чем же дело? А в том, что человек очень эмоциональный и чувствующий обнаружила в школе, ещё в первом классе, что если ты быстро правильно не отвечаешь, то тебя начинают сначала торопить, а потом прикрикивать и ругать. И нет, это даже не с ней происходило, с другими детьми, она это наблюдала и очень боялась, чтобы такое не случилось с ней.

Что делает человек, когда у него есть страх? Бросает все свои ресурсы на свою защиту. Безопасность всегда стоит на первом месте. Значит все способности направлены на то, чтобы быстро правильно отвечать. Задача поставлена - задача выполняется. Пятерки подтверждают успешность выбранной стратегии. А что делать с той информацией, которая использовалась для правильных ответов? Команды не было. Задача решена. Можно забывать. Основная функция нашей памяти - забывать ненужное, чтобы не было перегруза.

В результате имеем то, что имеем.

Мы все это проговорили между делом в понятной для девочки форме. Хотя я не торопила и не ругала весь прошлый год, я проговорила, что я не собираюсь ее торопить или ругать. Моя задача помогать ей строить свой домик под названием «английский язык». Образ домика появился, потому что знания, как кирпичи - их не надо терять, а то домик рухнет. Что я помогаю построить такой домик, и мне очень прикольно наблюдать как строятся такие домики. А ругать и торопить мне незачем, потому что это не мои домики, а моих учеников, каждый его в своём темпе.

Улыбается, с интересом обсуждает со мной то, что узнаёт по ходу урока, придумывает свои примеры.

«Учеба происходит из состояния покоя» Г. Ньюфельд. Снова и снова убеждаюсь в этом. Непросто, порой, этого состояния достичь. Но без него учеба не случается, только имитация, увы.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
С чего начинать подготовку к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам?

Я раньше наивно думала, что это всем понятно: с понимания, что сдаем, как будет устроен экзамен, как это будет выглядеть, что нужно знать, чтобы сдать на желаемый балл/оценку.

К моему глубочайшему изумлению, понятно это процентам пяти от всех, кто готовится к экзаменам. Остальные пользуются слухами, домыслами, просто боятся, ищут волшебный способ сдать этот страшный экзамен. Еще хорошо бы найти репетитора или школьного преподавателя, который скажет что делать, как-то это делать (не всегда, не полностью, потому что ну трудно же и других заданий еще много), а потом с ужасом или отчаянным безразличием пойти сдавать это неведомое что-то.

Я начинаю подготовку к экзаменам с изучения структуры экзамена с учениками. В случае ОГЭ и ЕГЭ - это сайт ФИПИ. Скачиваем демоверсию. Ученики скачивают, читают. Обычно это выглядит так: "Прочитали", - говорят.

"Отлично,"- говорю, - "рассказывайте, что и как сдавать. Допустим, я не читала и вам нужно мне объяснить, что я буду сдавать, какие задания, сколько времени будет на каждое, как их будут оценивать". Обычно с первого раза мои дорогие студенты не могут сказать примерно ничего. И вообще, зачем бы им это, читается немой вопрос. Вы скажите, что делать - мы будем делать. Вроде как, это задача учителя - говорить что делать. А задача ученика - выполнять и увиливать, где получится)))
Но я здесь твердо стою на своем: мы не будем заниматься тем, что ученик не понимает зачем делать. Я за осознанное обучение. Потому что я работаю с людьми, а не дрессировщиком в цирке. Мне интересно сотрудничать с учениками. Только такой процесс я ощущаю как настоящую учебу. А другая меня не интересует.

Поэтому разбираемся с форматом экзамена, попутно решая задания из демоверсии. Ответы есть, учащиеся проверяют себя сами. Не я их, они проверяют сами себя, смотрят, где дали неправильный ответ и далее их задача разобраться, что не позволило им дать правильный. Каких-то знаний не хватает? Или они считают свой ответ правильным и готовы его обосновать? - Есть тема для разговора, отлично. Вообще, это та самая работа над ошибками, которой меня учили в школе.

Большинство 9-11классников не умеют так работать - вообще нет такого навыка. И уже есть сопротивление. Потому что привычно: получил задание - сделал как мог - получил оценку - отреагировал эмоционально. Всё. До следующего задания. Это имитация учебы. Учебой это не является.
 
Те, кто остаются со мной работать - перестраиваются, хотя и не быстро и не сразу. Это не все. Некоторым настолько не подходит осознанный подход, когда требуется их активная включенность в процесс, ответы на вопросы "Чего ты хочешь?" и "Какие у тебя сложности, расскажи мне, пожалуйста" вызывают даже раздражение - потому что учитель должен говорить что делать, и всё! Такие уходят.
Итого, при подготовке к экзамену требуются две составляющих: знание предмета и знание формата экзамена. И осознание того, что это комплексное испытание, которое ты сдаешь, чтобы достичь желаемой цели - тоже хорошо бы эту цель определить в начале подготовки. Даже если потом ее захочется откорректировать.

Ну и похвастаюсь. У меня ученик 10 класса в конце прошлого учебного года решил сдать Кембриджский экзамен FCE for schools. Решил очень спонтанно: за месяц до даты, которую мы выбрали ему для сдачи экзамена. При этом, он пару недель болел - не занимался. То есть, для того, чтобы разобраться с форматом у него было 4 встречи со мной в течение 2х недель, и время на изучение материалов между нашими встречами. Сдал на 173 балла, уверенный В2 - уровень нашего ЕГЭ. Рабочий уровень у него С1 по моей оценке. Но это надо готовиться, а не вот так, с наскока сдавать. И это был вообще первый официальный экзамен в жизни человека - это дети, у которых в 9м классе отменили ОГЭ в 2020 году. Собственно, это и было причиной, по которой мы с Максимом и его родителями решили, что сейчас будет правильно так сделать. Максим планирует сдавать ЕГЭ по английскому и опыт экзамена плюс официальное подтверждение его уровня языка было очень важно получить.
Мы все волновались за результат. Я считаю его очень ровным и достойным. Мы занимаемся с Максимом с его 5го класса, сейчас он в 11м. Занимались всегда языком. Чтобы интересно, чтобы с пониманием. И опыт изучения форматов экзаменов уже есть: и к ОГЭ готовились через изучение формата, и олимпиады и их требования изучали (с олимпиадами пока не задалось в смысле результатов, но опыт небольшой есть), и к РЕТ он помогал ребятам готовиться - тоже начиная с ознакомление с форматом. Поэтому я знаю, что такой результат экзамена-экспромта - не случайность, а закономерность.

Для родителей и выпускников этот год стрессовый. И понизить стресс можно через понимание того, что ожидает на экзаменах и дальше при поступлении. Про поступление тоже напишу. Очень рекомендую готовиться осознанно. Даже самые прекрасные и дорогие репетиторы не помогут, если ученик не захочет включиться собой в этот процесс.

Ко мне можно обращаться за консультациями, кому нужно привести в порядок мысли по поводу ЕГЭ и поступления. Обычно это совместная работа с учениками и родителями. Если ученики уже достаточно самостоятельные, то можно только ученикам. Для консультации предмет не имеет значения. Я помогаю понять ситуацию в целом, чтобы не терять времени, денег и нервов.


Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Я НЕ БУДУ ТЕБЯ РУГАТЬ

Как же я люблю начало учебного года, когда возвращаются с каникул повзрослевшие свои ученики! Насколько же видна разница в тех, кто в прошлом году был новеньким и со страхом и недоверием начинал заниматься.

Знаете, что не раз говорили мне ученики про то, что они думали перед первым занятием, когда шли на него и меня еще в глаза не видели? "А вдруг меня будут ругать?" Представляете? На ПЕРВОМ занятии должны уже ругать. И не за поведение там какое-то, а за то, что не знаешь чего-то. А потом я не ругаю и не ругаю.  И что-то потихоньку меняется.

А через год вижу совсем другой старт учебного года: человек открыто улыбается, рассказывает про то, как летом где-то был контакт с языком или про свои планы - зачем ему надо учить язык. И мы продолжаем наше путешествие. И никто никого не ругает. Мы вообще здесь не для этого собрались. Мы за радостью познания себя и мира, вообще-то.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 279
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 201 раз
Я похвастаться. Учишь-учишь человека английскому. Не спеша, потому что спеша некомфортно и много других предметов в школе. Просто для себя. В школе "5", но по факту приходится что-то повторять, что-то разбирать заново типа грамматики, которая в прошлый раз не зашла, как выясняется. Попутно читаем книги, которые интересно, смотрим и разбираем фильмы и мультики, говорим за жизнь, играем в игры - все это в формате группы и разговорного клуба. Иногда домашки делаются, иногда не очень - нащупываем осознанное отношение к домашним заданиям, выясняем зачем они нужны-то. Учимся работать с языком так, чтобы по-настоящему, чтобы он прирастал в процессе. Потом готовимся к ОГЭ, надеемся, что будет "5", но ОГЭ отменили, потому что пандемия, 2020 год. Потом 10 класс и снова английский для себя, чтобы в вузе и дальше в жизни был. Поэтому снова занимаемся тем, что интересно ну и полезно заодно.

А потом человек приходит на первое занятие в сентябре 11 класса и говорит, что, наверное, он будет сдавать ЕГЭ по английскому. Потому что у него новая концепция с поступлением и английский там нужен. Сколько баллов? Ну 80+.

Хорошо, говорю, давай прикинем, на что ты можешь рассчитывать. Задаю решить тестовую часть из демоверсии с сайта ФИПи. Это 60 баллов из 100. И время засечь, и ответы проверить и мне прислать номера ошибок.

52 из 60. Без подготовки. Во время уложился. Некоторые ошибки такие, что мы очень быстро поправим - при тех учебных навыках и навыках работы с языком, которые сформированы за предыдущие годы это несложная рабочая задача.

Да, еще есть устная и письменная части. Но тоже есть и навык письма, и говорим мы просто каждый урок уже 5 лет - разберемся с форматом и все будет очень достойно.

Вот так работаешь, занимаешься языком, не тестами, а разнообразным, живым языком, чтобы интересно было, а потом оказывается, что человек показывает, что ЕГЭ по английскому для него рабочая задача, а не сверхусилия с непредсказуемым результатом.

Я сейчас ощущаю себя тем садовником, который растил-растил саженцы, просто нравилось их растить, а они уже цветут)

Но процесс такой небыстрый, что растим по принципу "делай как будто веришь". Иногда получается вот так. ЗдОрово)

PS Я только сразу напишу, что сейчас занятия по английскому не продаю, только показываю) Учебные часы все расписаны, особых изменений не ожидается до конца учебного года. Только если случайно что-то освободится.

Вам сказали спасибо Зернова Татьяна

 







Аренда на форуме