Незарегистрированные посетители не имеют доступа ко многим разделам, не видят большинство картинок на сайте.
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Дети - живые цветы земли.
Максим Горький
Обнинские мамочки и папочки

Автор Тема: Двери в мир английского языка. Для детей, подростков, взрослых.  (Прочитано 73437 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ПРО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
То, что вы видите на фото ниже - это милота 80 уровня и счастье меня-преподавателя.

Переписка с 6-классником. С которым начали работать в этом учебном году. И как любой нормальный школьник, человек пытался сделать поменьше, а иногда и совсем не сделать - я же "двойку" не поставлю и можно же сказать, что был очень занят. И, правда, был занят - детям много задают разного плюс кружки и секции. В общем, как я и сказала, нормальный здоровый школьник.

Но у меня-то задача так построить процесс, чтобы человек учился для себя и в сотрудничестве со мной. Поэтому чередую строгость, мягкость, объяснения зачем что делаем, увлекательные задания, наблюдаю за особенностями личности и смотрю какую личную потребность закрывают наши занятия.

И вот тогда случаются моменты, когда задаешь много с возможностью самому решать. Даешь этим понять, что доверяешь и сотрудничаешь. Искренне. Без дешевых манипуляций. Честно. Потому что, если сделает одну часть из пяти - значит так пока. Значит, либо сильно занят был, либо сложно было, либо ценность этой работы для решения своих задач еще не ясна.

И, кстати, возможно парнишка переоценивает свои силы - там много, эти 5 частей для его подготовки и при его загруженности. Хотя, не исключаю, что и сделает. И тогда я буду восхищаться. Либо будем заодно учиться соразмерять силы и задачи. Очень полезный навык.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ - философия образования

ВРЕДНЫЕ - это те, которые делаются просто в качестве дисциплины (должно быть сделано), без включенности человека в процесс выполнения. Если после выполнения ДЗ нет вопросов, которые хотелось бы задать учителю или мыслей, которые хотелось бы обсудить с учителем - домашняя работа была сделана напрасно. И это не просто ноль, это минус, из которого придется вылезать, если захочется наладить здоровый процесс обучения.

ПОЛЕЗНЫЕ - в процессе выполнения человек ощущает погруженность, заинтересованность. После выполнения есть вопросы или идеи, которыми хочется поделиться с преподавателем или одногруппниками.

Да, такого преподавателя еще нужно найти. Ну вот я, например, такая. И нам, таким преподавателям, также непросто найти учеников, как кому-то найти нас. Если что - обращайтесь)

Несколько лет приходится обычно воспитывать учеников, чтобы они приносили вопросы и идеи поделиться, обсудить. Ну вру, некоторые быстрее научаются и перестраиваются. А некоторые так и уходят не поняв, чего же я от них хотела.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
РАБОТА С УПРАЖНЕНИЯМИ ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ - философия образования

Часто в учебниках мы видим такую последовательность: познакомились с грамматическим явлением, далее его дают в отдельных предложениях.
Это специально так задумано: давать изолированно, точечно, чтобы внимание было на новом явлении в языке.
Например: 1. Alice didn't work yesterday.
2. Her brother came home at 6 p.m.
3. The teacher didn't ask me questions.
4. We went to the zoo last Sunday.
5. His family didn't live in this house last year.
Вводится новая тема: отрицательные предложения в Past Simple и нужно отличить утвердительные предложения от отрицательных.

Но вот незадача. Отдельные, вырванные из контекста предложения не воспринимаются мозгом как часть коммуникации, речи. А воспринимаются как просто гимнастика для ума, типа математического примера. И далее получается, что упражнения такие (и другие) человек выполняет, все правильно. У него создается иллюзия, что он успешно учит язык.

ТАК ЛИ ЭТО? А вот это зависит от того, что себе представляет наш человек, пока читает Alice didn't work yesterday. Если он видит, например, двух женщин в офисе, которые обсуждают свою коллегу и одна другой говорит: "Alice didn't work yesterday". Или видит еще какую-то картину, ситуацию, где такая фраза была бы уместна. Вот тогда все отлично: наш человек осваивает новый язык и сразу вписывает его в жизненные ситуации. Накапливается библиотека таких ситуаций в мозге, а еще это все проговаривается вслух с соответствующей интонацией и вуаля - в один прекрасный день все это наш человек выдает в устной речи даже сам не понимая, как это у него так ловко получилось. Это ПОЛЕЗНОЕ обучение.

А теперь ВРЕДНОЕ. Задание выполняется формально, не вникая в смысл, не придумывая по ходу выполнения контекста. Задание может быть выполнено идеально. Но. Мало того, что нет той, описанной выше пользы. Есть еще ВРЕД. У мозга создается иллюзия, что вот это и есть английский язык, эти малоосмысленные (если без контекста) фразы, странные правила. Их все надо учить. Потом, когда захочешь что-то сказать, их надо мучительно вспоминать. А удерживать внимание на правилах, вспоминать слова и не забывать про смысл того, что хочешь сказать - задача для мозга почти непосильная. Вред и в зря потраченном времени. И в ощущении своего бессилия. Особенно, если человек, действительно, старался и верил, что вот еще позанимается, побудет прилежным учеником и заветный английский язык станет у него свободным как родной.

Людей, пострадавших от такого стиля обучения приходится довольно долго реабилитировать, если вообще удается. И честно, я не сгущаю краски. С детьми, обычно, попроще, они легче поддаются воздействию как существа, природе которых естественно все время меняться и следовать за взрослым. Взрослым ученикам приходится сложнее. Зато, когда удается перестроиться, язык, и правда, выходит на новый уровень. Такой желаемый В2, например, оказывается реальностью.

Буду потихоньку, время от времени писать о разных приемах работы с разными типами заданий. Пожалуйста, применяйте, если вы занимаетесь сами или на курсах. Преподаватели же не могут проверить, что делается в головах у студента: формально он выполняет или так, как только и дОлжно такие упражнения делать, так как это ЕСТЕСВЕННЫЙ процесс при освоении языка.

Также приглашаю на разовые часовые консультации, чтобы прояснить отдельные вопросы, типа времен, артиклей, работы над пониманием на слух, произношением - дальше назовите сами. Чем точечнее запрос - тем лучше.

Для таких консультаций сейчас есть: понедельник 19:15 - 20:15
вторник 11:00 - 12:00
среда 18:00-19:00 и 20:00-21:00
четверг 11:00 - 12:00
пятница 17:30 - 18:30
Стоимость разовой консультации - 3 000 руб. 60 минут. ZOOM или скайп.
Время московское.
Если кому долгосрочную работу - от 3х месяцев, пожалуйста, тоже обращайтесь. Школьники 2 000 руб. за час, взрослые 2 500 руб. за час, занятия 2 раза в неделю в будни.

Пишите в личку или в вотсап +7-910-913-95-68. А вопросы про язык и его освоение можно задавать прямо здесь. Если вопрос короткий - сразу и отвечу.

Оффлайн Kate

  • Участник
  • Профессор в воспитании
  • *
  • Сообщений: 7456

  • Вы сказали спасибо 2291 раз
  • Вам сказали спасибо 2832 раза
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с какого возраста лучше начинать заниматься языком? В школе начинается со 2го класса.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с какого возраста лучше начинать заниматься языком? В школе начинается со 2го класса.
Здравствуйте, Kate! Зависит от целей, возможностей ребенка, от того где и как заниматься. Лично я начинаю брать детей со 2 класса. Но кто-то приходит и позже, в 3м, 4м, 5м. Надо смотреть как ребенок справляется с остальной программой в школе, если мы говорим о школьниках. А если речь о дошкольном возрасте, то здесь важно правильно выстроить занятия, иначе, как минимум, пользы будет мало, а иногда и во вред может быть.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
СКОЛЬКО МИНУТ В ОДНОМ ЧАСЕ? СЛОЖНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ 9 КЛАССА

Писала в мае, 12го, пост о том, что школьники мои не знали сколько дней в году, если вот так из головы взять и сказать. 7 и 8 класс. Мне многие не поверили, мол, либо дети прикалывались, либо еще что-то я не так поняла. Но нет, не прикалывались, и поняла я все так. Они не знали совершенно искренне. И, очевидно, не в курсе, зачем бы им знать.

Сейчас у меня группа 9-классников готовится к ОГЭ. Славные, совсем неглупые дети из московских школ. Надеюсь, смогу подготовить их сдать на 5ки. Так вот, пишем пробный тест. На экзамене на письменную часть отводится 2 часа. Мы же пока пишем частями, поэтому прошу записывать время выполнения каждой части, а потом суммировать. Считают. Говорят, что в сумме получается 2 ч 18 мин, 2 ч 11 мин. Говорю, что много, на экзамене столько не будет.

Тут следующий мальчик затрудняется посчитать сколько это будет, в часах -117 минут.

- Ну как же, - говорю, - 120 минут - это 2 часа. Вот и посчитай.

Вообще не сразу смог перевести в часы. Тут девочки оживились:

- Мы неправильно посчитали!

Оказалось: 1 ч 58 мин и 1 ч 51 мин. И уже времени, оказывается, на все хватило и еще на проверку останется немного у второй. Совсем другой расклад же!

Понимаете? Мне в голову не могло прийти, что перевести время из минут в часы может вызывать сложности у образованного девятиклассника. Случайно выяснилось.

Интересно как у детей нынешних со временем. По-моему, они вообще не в курсе его существования. Как они могу свое время планировать, если они его никак не осознают?

Я считаю, что это плохой знак. И, со своей стороны, буду их этому учить. Но тут надо бы родителям озаботиться. Этому дома учат больше, чем в школе.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
КАК НЕ НЕРВНИЧАТЬ НА КОНТРОЛЬНЫХ - РЕЦЕПТ ОТ УЧЕНИЦЫ)
Моя прекрасная ученица-гимназистка 5-классница в начале учебного года очень нервничала на контрольных и тестах. Школа новая, требования высокие, учителя строгие - прямо проблема была.

- Волнуюсь, - говорит, - аж плохо соображать начинаю.

Ну это не дело, когда плохо соображаешь-то, обидно как-то. Мы какие-то моменты проговорили, честно говоря, я уж и не помню, что именно - сделали и оно забылось.

А сегодня готовимся к полугодовым контрольным по русскому и математике, я вспомнила и спрашиваю:

- Кстати, а как у тебя с волнением на контрольных?
- А все в порядке, - говорит.
- В смысле? Не волнуешься?
- Нет.
- О! Расскажи, пожалуйста, как это так получилось?

- А я научилась к контрольным готовиться. Я как-то раз решила хорошо подготовиться к контрольной по математике. Просмотрела все, что мы решали в классе и в домашках, повторила правила из учебника. Пришла на контрольную и понимаю, что я все знаю. Да, задачи сложные, но я готова. И не волнуюсь. И я так теперь всегда делаю.

- Вау! Ничего себе! А как ты до того случая готовилась?
- Ну я как-то и не знала как готовиться. Листала рассеянно тетрадки и все. Потом волновалась на контрольных.

"Надо же," - подумала я, - "вот этот аспект мне в голову еще не приходило проговорить - как готовиться к контрольной". Мне это было понятно по умолчанию. И это девочка на 5ки в начальной школе училась, и сейчас очень хорошая успеваемость. Еще до изобретения этого способа.

- Какая же ты молодец! Сама себе изобрела способ! Класс! Скажи, а тебе помогло то, что мы делаем уже третий год на занятиях, когда разбираем задания и учимся думать, понимать, работать с информацией?

- Да, конечно, - уверенно сказала девочка.

Вот такие у нас совместные достижения. Мы - молодцы! Я очень довольна. А еще у меня, благодаря ученице, инсайт: оказывается, когда дети говорят, что очень волнуются перед контрольными, нужно узнать, а каким способом они к контрольным готовятся?

На всякий случай запишите РЕЦЕПТ от пятиклассницы: чтобы не волноваться на контрольной, нужно повторить все, что проходили по тетрадкам и учебникам. И все!))

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
Санта Клаус полетел раздавать подарки. Следите по карте, не прозевайте, как будет над вами пролетать. Заодно хороший повод вспомнить географию самим и с детьми. https://www.noradsanta.org/en/map

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ОГЭ по АНГЛИЙСКОМУ. ПОДГОТОВКА

Полгода как я работаю с группой из 4х девятиклассников по подготовке к ОГЭ по английскому. Набрала их совсем новеньких в этом году.

Поначалу было непросто всем: ребята не понимали, чего я от них хочу - не привыкли сами ставить себе цели и работать на свой собственный результат в сотрудничестве с учителем и командой.

Тем более радует, что рабочая атмосфера сложилась. Сегодня, наконец, увидела, что готовы поставить цели по сдаче экзамена, посчитать, где и сколько не хватает, над чем лично каждому нужно работать.

Учеба в школе не предполагает такой работы с долгосрочным планированием. Там нужно домашку к уроку сделать и контрольную написать - все. А здесь: государственный экзамен, с четкими требованиями, которые нужно изучить. Ясно понять все типы заданий. Систему их оценки. Тогда можно, действительно, готовиться.

Осознанно. Осмысленно. Полгода два раза в неделю мы занимались как языком, так и знакомством с экзаменом. Плюс подростки должны были начать мне доверять. Что то, что я требую и задаю - это то, что поможет им лучше сдать экзамен, а не просто мое странное требование, потому что мне так вдруг захотелось.

Ращу самостоятельность с одной стороны, умение работать в команде - с другой. Ниже - табличка, которую каждый делал для себя, чтобы было наглядно видно, где и сколько баллов пока теряется - брали баллы решенных из банка ФИПИ заданий. Кстати, задания участники группы проверяют сами. То есть, сам решил - сам проверил - сам посчитал свои баллы. И дальше - самое важное и интересное - разбор ошибок, зона роста, обучение.

Ребята сейчас точно знают, сколько баллов от максимума можно потерять, и все еще получить "5" - мы ставим целью "пятерки". Поэтому считаем потери и смотрим, кому над чем работать. Хотелось бы про всю эту работу подробнее написать. Наверное, напишу, особенно, если вопросы зададите - так интереснее)

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ВОПРОС ПРО ЦЕЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Федорова задала вопрос под вчерашним постом:
Как ребята приходят к пониманию целей, как это меняет их отношение к знаниям и по другим предметам?

Ну сами они туда не приходят, к пониманию целей, нужно чтобы взрослые с ними разговаривали, задавали вопросы, слушали с интересом, не давили, но и не пускали на самотек.

Я лично прилагаю специальные усилия, чтобы они туда пришли, к пониманию целей. А именно:

- рассказываю им об экзамене;
- спрашиваю, какую оценку они хотят получить;
- рассказываю, как эта оценка повлияет на их аттестат;
- спрашиваю (неоднократно) об их целях: куда планируют поступать, кем хотят быть.

Школьники часто не знают, какие у них цели. И это понятно. Но если вопрос не задавать, то и ответ не придет.

А еще, чтобы прийти к пониманию целей, нужно давать детям и подросткам возможность принимать по ходу учебы самостоятельные решения. Например из банального: иногда я предлагаю им самим подумать, какое домашнее задание они считают для себя полезным в данный момент. И, знаете, они нормально выбирают себе задания, не по принципу "что полегче".

Чтобы прийти к пониманию целей, нужно научить мечтать - раз, и прокладывать путь к своей мечте - два. Те таблички, про которые я писала в предыдущем посте - они об этом.

Часто у учеников 8-9 классов нет даже представления о том, как устроена система образования, как их оценка за ОГЭ повлияет на их дальнейшую учебу и поступление в вуз - почти никак, если это не "2". А что повлияет и как? Про это тоже рассказываю.

А еще нужно доверие. Если они мне не доверяют, то о своих целях они со мной говорить не будут. И я даже не узнаю, есть они у них или нет.
А еще нужно знать, о чем можно мечтать. Я им говорю, что "5" для них - очень реалистичная цель. Хотя прямо сейчас на "5" никто не сдаст. Но я вижу, что потенциально они могут этого достичь, их уровень подготовки на начало 9 класса позволяет на это рассчитывать.

Чтобы люди ставили цели, нужно разговаривать с ними как со взрослыми - дети целей не ставят. Да, учитывать возрастную психологию, но уважать, видеть их потенциал, верить, что они могут очень много. И помогать прийти к таким себе.

Пафосно получается, вижу. Может быть потом появятся менее пафосные слова. Хотя это все правда. Но уж больно все эти слова заезжены.

Как это меняет отношение к знаниям? Про конкретно этих ребят не скажу. Полгода - маленький срок. Вообще же я ставлю своей задачей менять отношения к знаниям. Чтобы они были для себя. Так-то логично, что когда у человека есть своя цель, то и знания он получает для себя. Но это прямо воспитывается по чуть-чуть долго.

Те, кто со мной 5-6 лет, вижу, начинают серьезнее относиться к своей учебе. К тому, чтобы знать, а не просто оценки получать. Но тоже не само собой это случается. Мы же на уроках можем о чем угодно говорить - у нас же язык. Вот я и говорю с ними на те темы, которые считаю важными для них. Понемногу, чтобы без занудства и нравоучений. Но это, конечно, лучше на конкретных примерах, что я, собственно и описываю время от времени в своих постах.

Не уверена, что я ответила. Но уж очень широкий вопрос. Можно диссертацию писать, но не буду))

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
РАБОЧИЕ ЗАМЕТКИ. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Индивидуальное занятие. Ученица 5 класса, девочка А. Учится в сильной школе. Это их первый год. Общаемся, сколько успеваем по всем основным предметам. Сегодня:
- С естествознанием все плохо! - немного шутливо говорит девочка А. Это у нас означает, что будем разбираться.

Тема: Плотность.

Открывает учебник, читаем вместе:
- Плотность показывает, чему равна масса вещества единичного объема, например масса вещества объемом 1 см в кубе (написано см3, но я не могу здесь степень напечатать).

Хорошо, что мы уже раньше разбирались с понятием "вещество", потому что в школе просто ввели понятие, но оно осталось чем-то странным.

"Единичный объем" - такие слова сразу смущают юное существо. Да, это не для 5 класса терминология.

Благо - ниже есть картинки (см. фото 1), где изображены 5 веществ объемом 1 кубический сантиметр и написана их масса.

Объем только-только проходили на математике, и хорошо, что мы уже с ним тоже экспериментировали, переливали воду из разных стаканов и сравнивали объем. Ощущение объема хоть немного уже есть. Хотя, как по мне - еще недостаточно для уверенного размышления об объемах.
Далее: массы веществ записаны десятичной дробью. Десятичные дроби пятиклассники еще тоже не проходили. Показываю на доске. Не спеша разбираемся. См. фото.

- Итак, смотри, вот они, кубики со стороной 1 см и вот какая разная масса. Видишь?

- Да-а.

- А давай ты слепишь кубик такого размера, - это я на ходу придумала, пластилин тоже, чудесным образом есть.

Девочка А. лепит, отмеряет линейкой, создает 1 кубический сантиметр.

Готово! - см. фото.

- А я и не думала, что он такой маленький!

Ну да, на картинке в учебнике нарисовано крупнее. И это, как раз, понятно, иначе слишком мелко бы было. Но как ученик должен представить себе этот кубический сантиметр, если никогда его не видел? А здесь - не только видела, а сама сделала - такое легко не выкинешь из головы.

- А давай его плотность измерим? Помнишь, у меня же весы специальные есть, должно получиться. - Да-да-да, кто бы мог подумать, когда сын заказывал Деду Морозу весы лабораторные школьные, что они мне еще пригодятся. И, кстати, непросто было Деду Морозу, но на то он и Дед Мороз - весы доставил))

Идет интереснейшая работа - настоящее взвешивание. Да, как-то на уроке тоже давали весы. Но все же помним, что в школе не разбежишься - сделал опыт по инструкции учителя и все, весы не трогать. А как же самостоятельность, эксперимент и удовлетворение любопытства? Не зря же сын домой себе весы захотел - вот за этим, свои взвешивания проводить.

Итак, взвесили - 2 г 450 мг. Перевели в десятичную дробь 2,45 г, объяснила, почему отбросили 0. Сравнили с весом одного кубического см. водорода - 0, 00009 г, воздуха - 0,00129 г, воды - 1 г, железа - 7,8 г, осмия - 22,5 г. Тяжелее воды, легче железа.

Дальше разобрались что значит г/см3, потому что тоже было совсем непонятно, что это значит, откуда берется - учительница быстро пишет на доске, только успевай списывать, подумать некогда, да и не поймешь, даже если задуматься - потому что про это надо с детьми разговаривать.

Кстати, разговаривать с детьми - это много спрашивать, много слушать, мало говорить самим, если речь идет о том, чтобы ребенок что-то понял. Правильные сообщения правильных фактов и мыслей без диалога с ребенком или взрослым, неважно, кстати - не работают.

Итак, с понятием плотности познакомились. На уроке еще и задачи были на плотность, но мы за 60 минут плотного общения до этого не дошли. Продолжим в понедельник. А еще мы собираемся сделать свои задачи - нам про пластилин надо. У нас есть весы и мы вычислили плотность пластилина, я покажу как вычислять объем бруска пластилина. А там посмотрим, что мы еще посчитаем.

Дисклеймер: я не обвиняю и не критикую школу - это одна из лучших школ города, учитель тоже, наверняка, отличный. Современные дети не готовы к восприятию такого материала. Вот это факт. Когда я пишу о том, что дети не знают сколько дней в году, как перевести минуты в часы - это не о том, что вот какие дети плохие, а о том, что учить их нужно по-другому. Учителям и родителям даже в голову не приходит, насколько детям нечем понимать школьный материал. Вообще никакого фундамента нет и умения мыслить.

Вот этот фундамент знаний и умение мыслить мы с девочкой А. уже два года строим и развиваем. Именно потому мы так плодотворно сейчас работаем. Когда я подобным образом начинаю работать с ребенком с хорошей успеваемостью в школе с нуля - человек вообще не понимает о чем я говорю, не включается в режим вопрос-ответ. Я еще напишу, есть у меня небольшой свежий пример.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ МЫШЛЕНИЯ

Видеть взаимосвязи того, что изучаешь, с тем, что уже знаешь - очень и очень важное умение. Даже наше среднее образование без этого навыка не доступно. И то, что у многих учащихся его нет, является одной из важнейших причин неуспешности в обучении школьным предметам.

Пример. Четвероклассница. Занимаемся английским языком. Показываю, как можно смотреть любимого блогера с пользой для своего английского языка - даю рекомендации именно этой девочке, опираясь на ее возможности в языке. Собственно, началось с того, что она мне рассказала, что смотрит этого блогера на английском с русскими субтитрами. Чтобы и речь слышать, и понимать смысл.

Предлагаю действовать так:
- Первый раз посмотри как обычно смотришь. Чтобы ты уже знала, о чем идет речь, содержание. А потом переключай субтитры на английские, смотри снова и ищи в субтитрах знакомые слова и целые фразы - такие точно должны найтись.

- О, как интересно, мне такое в голову не приходило, - говорит ученица.

- Давай сейчас вместе немного так сделаем, я тебе покажу, как это работает.

Делюсь экраном, смотрим видео вместе. Останавливаю кадр с субтитрами, ищем знакомые слова. Среди слов встречается слово all. Ученица не помнит его. Надо сказать, она, несмотря на успешность в школе по всем предметам, забывает, увы, то, что проходит. И в школе, и на наших занятиях. Никак пока не удается переключить ее мозг в режим "обучение для себя". Пока режим "обучение для оценки". Она плюс-минус отличница.

Я помню, где это слово было в нашем учебнике. Был диалог, который и слушали, и задания к нему выполняли, и переводили - да-да, я прошу детей переводить, потому что в голове они все равно переводят, а мне важно услышать, что они там себе думают. После перевода мы читаем за диктором - тренируем произношение, и одновременно я прошу их представлять в голове все, что они читают в виде образов - как это происходит когда мы говорим по-русски. И вот все это мы делали, и слово all в тот раз вызывало затруднение. И все предложение было непростое: And look at these white and brown ducks in the lake.

Эта ученица обычно работает в мини-группе, так мы обсуждали со всеми вместе как смысл этого предложения звучал бы по-русски. Да, прошло уже месяца 2, но те дети, кто учится с фокусом на "научиться", а не "правильно ответить на уроке" такое запоминают.

Итак, прошу ученицу вернуться к тому диалогу. Да, в целом, она его помнит, конечно. Смотрим на предложение. Очень здорово, когда слово удается вспомнить из контекста. Если мозг работал в режиме заинтересованности, смысл, который мы получили при чтении и переводе. а потом закрепили чтением по-английски, должен всплыть как воспоминание. И какое-то забытое слово можно угадать, как мы угадываем и в родном языке, если в предложении пропустить слово. Но нет. В нашем случае - не работает. Ок, ученица смотрит слово в словаре. All - все.

Прошу теперь перевести предложение: And look at these white and brown ducks in the lake. - "И посмотри на все эти белые и коричневые уточки в озере" - переводит, подставляя слово "все".

Спрашиваю:

- А по-русски так звучит?

Жмет плечами, типа да, нормально. К сожалению, ученики часто не замечают, что переводят криво по-русски.

Перевести, верно согласовав глагол с предлогом "посмотри на" с уточками не удается. Поэтому пишу перевод на доске:

"И посмотри на ВСЕХ этих белых и коричневых уточек в озере".

Решила объяснить через падежные окончания, почему так у нас всегда будет в русском языке. И показать, как знание падежей в русском языке может помочь в понимании английского.

Как обычно, иду через вопросы:

- Какой падеж будет у любых слов после "посмотри на"? Подумай не об уточках, а о любых предметах: "посмотри на доску", "посмотри на брата", "посмотри на вазу с цветами"?

- Винительный, - падежи знает хорошо, это радует.

- Так значит и в нашем предложении нужен именно винительный падеж.

- Я и не думала, что падежи из русского языка могут иметь отношение к английскому, - говорит.

- А сейчас видишь, как они могут помогать? - с надеждой спрашиваю я.

- Да не особо, - отвечает. Что в переводе означает: "Нет, не понимаю."

Эх! Ну что ж, будем над этим планомерно работать. Потихоньку такие навыки формируются на моих занятиях у таких детей. Но это не быстрый процесс, потому что подкрепления от школы и родителей не происходит, а я - это 2 часа в неделю.

Вот так вот. Привычка давать единичные ответы на вопросы, не связывая одно с другим - это то, что мы имеем в начальном образовании на сегодня. Такие дети, с хорошей механической памятью - запоминают дословно то, за что им ставят хорошие оценки, успешны в начальной школе и начинают резко проседать в средней, особенно классу к 7-му, где освоить программу без умения строить связи просто невозможно. Они и не осваивают, на самом деле.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
HOUSE ИЛИ HOME, И ЧТО ТАКОЕ ДОМ?

Вы знаете, что такое ДОМ?
Я, наивная, думала, что все знают. Ну вот была я в детском саду, мы там домики рисовали: стены, крыша, окошки, дверь с крыльцом, труба и дым из трубы. Потом, помню, многоэтажку рисовала в начальной школе на рисовании - дом, в котором я живу. Такое базовое понимание, что бывает дом одноэтажный и многоэтажный; бывают дома, где живут люди, а бывают больницы, библиотеки, магазины. Еще фабрики и заводы. Иногда можно зданием назвать. Но адрес-то: ул. Ленина, дом 25. Дом, понимаете, да?
С сегодняшнего дня я буду очень осторожна, когда буду по умолчанию предполагать, что и детям это понятно.

Вопрос на уроке от ученика, у меня дома. На уроке 3 пятиклассника:
- А чем отличается home и house?

Хороший вопрос, правильный. И ответ у меня заготовлен.
Прямых ответов я не люблю, так как дети их просто запоминают как последовательность слов, не вникая в смысл. Поэтому показываю два предложения по-русски:

"Я дома".
"Я в доме".

Спрашиваю:
- В чем разница?

Ожидаю ответ:
- "Я дома" значит, что я там, где я живу, куда прихожу из школы и с прогулки, где сплю, где мои вещи, где моя семья. "Я в доме" - я в постройке, которая называется ДОМ (см. первый абзац поста).

Неа, не тут-то было. 40 минут мы с разных сторон заходили, чтобы разобраться, что такое дом.

Кто-то говорит:
- А я думала, что "я дома" и "я в доме" - это одно и то же.

- Ну как же? Вот смотрите, я сейчас могу про себя сказать "я дома" - все происходит в мой квартире, а вы так сказать не можете. А можете ли вы сказать: "Я в доме?" - затрудняются.

В общем, что дом это постройка со стенами, крышей, окнами и дверьми - в самом частом случае, конечно, в самом общеупотребимым, пришлось сказать мне. И обратить внимание, что вон, в окне видные дома, что мы живем в городе и вокруг нас много разных домов. Стало открытием, что торговый центр можно назвать домом. Слово "здание" тоже, конечно, упоминали.

Попутно, чтобы не зацикливаться, дали определение слову "стол". Первое от детей:
- На него можно что-то класть, книги или еду.

Я тут же положила книгу на пол и сказала, что если нужно, положить на пол еду мне тоже не сложно. Через некоторое время определение дали, открыли словарь Ожегова, сверились. Почти попали - только про то, что предмет мебели не упомянули. Довольны были)

Договорились, что будут до следующего урока пытаться дать определение предметам, которые есть вокруг них. Про что-то расскажут на занятии. И дома, чтобы смотрели вокруг себя на разные дома))

А потом обсуждали, что же такое "дома". И как они будут называть дом, где они сейчас живут с родителями, когда у них появятся свои дома, квартиры. Предложила обсудить с родителями)

Да, и вот какое дело. Мне думается, что эти дети в первом классе сказали бы мне, что такое дом. Опираясь на тот самый рисунок, который, конечно же, рисовали все. И еще, они честно старались, у нас атмосфера рабочая: доверие, ни над кем не смеемся, обсуждаем вместе, ищем ответ командой. То есть, это вот прямо они делали лучшее из возможного на занятии.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
ЗНАЮ ПРАВИЛА, НО ДЕЛАЮ ОШИБКИ ПО НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Часто такое слышу от детей. Они это повторяют за учителями и родителями. Только, если у ребенка не диагноз СДВГ, а средний нормотипичный ученик, дело обстоит не совсем так.

Знать правило и автоматизировать его применение мозгом в момент, когда это правило требуется - это два совсем разных процесса. Первый, "знаю правило", логический, медленный. Нужен, когда мы осваиваем новое, чтобы понять как оно устроено. Будь то деление дробей в математике или образование времени Present Perfect (не к ночи будь помянут!) в английском. Это, условно, процесс выстраивания новых нейронный связей. Очень важный процесс. Но. Эта связь пока очень неустойчива. Более того, работает на воспроизведение правила как стишка, наизусть.

Применение правила - это выстраивание и закрепление нейронных связей в разных ситуациях, где это правило нужно применять. И вот здесь наша задача сначала работать медленно и вдумчиво. И наращивать скорость только, когда на медленной скорости уже уверенно получается.

Если же сразу начинаем быстро решать примеры или строить фразы, часть мыслительных операций проскакивается. Как следствие - ошибки. По той самой невнимательности. Ну да, на скорости сразу на все внимания не хватает. Получается, что мозг закрепляет паттерн, когда быстро, проскакивая часть мыслительных операций что-то делаем. Закрепляет, понимаете? И человек далее так и решает задачи или говорит на языке. С ошибками. И очень огорчается, потому что и правила учил, и тренировочные задания делал.

Историю расскажу. Я когда-то занималась рукопашным боем. Давно. В 18 лет. И очень тогда удивилась одной технике. Мы все приемы отрабатывали в паре о-о-очень медленно, как в замедленной съемке. Мне казалось: "Ну что за чушь!", в реальном бою это никак не может помочь. Оказалось же, что все наоборот: при такой работе выстраивалась правильная техника движений как последовательно отсылаемые мозгом импульсы к различным мышцам. Реальных спаррингов в той секции за год, что я занималась, не было. Только медленная работа.

Прошло, на минуточку, 10 лет. Мы с работой поехали на турбазу на тренинг по командообразованию. Зима. Сугробы. Жарим шашлык. Наш водитель решил пошутить: толкнул меня в сугроб. К моему и его изумлению, он полетел вместе со мной. Был очень огорчен, если не сказать хуже. А я что, я вообще ничего сообразить не успела. Я просто не люблю, когда меня в сугробы толкают, а остальное тело без меня отработало. Без ошибок, понимаете? Вот что значит устойчивые нейронные связи.

По следам консультации по учебным проблемам.

Оффлайн Ярослава Карабаш

  • Изучаю азы воспитания
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Личный преподаватель английского.
  • Старожил форума

  • Вы сказали спасибо 29 раз
  • Вам сказали спасибо 223 раза
РАБОЧИЕ ЗАПИСКИ. ПОДГОТОВКА к ОГЭ по АНГЛИЙСКОМУ

Помните, как дядя Федор писал письмо родителям? Когда Матроскин и Шарик его дописывали, а родители потом в обморок падали и за сердце хватались, читая?
Так вот, сегодня мы в такой манере тренировали задание 3 устной части ОГЭ. Самое сложное задание устной части, а, возможно, и всего ОГЭ по английскому. Вот что я придумала.

Задание ОГЭ: нужно за полторы минуты подготовиться и за две минуты высказаться по заданной теме. Предлагается в качестве плана 4 пункта, которые нужно упомянуть и сделать это связно. Пользоваться ручкой и листочком при подготовке нельзя. Например:

Task 3. You are going to give a talk about reading books. You will have to
start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10–12 sentences).
Remember to say:
• what kind of books modern teenagers enjoy reading;
• whether libraries are necessary nowadays or not, and why;
• what book you have read recently, and what it was about;
• what your attitude to reading is.
You have to talk continuously.

У нас 4 человека. Каждому достается по одному пункту плана. Первый и последний говорящие делают еще вступление и заключение. То есть, на четверых получается одно полноценное высказывание. Даю 30 сек. на подготовку, обдумывание. И по команде начинает говорить первый, говорит свою часть, замолкает. Вступает следующий или следующая. И так все четверо.

Получилось отлично! Я даже не ожидала. Точнее, я такого результата и хотела, но не всегда же идет так, как хочешь. Группа моя с начала сентября так сработалась, что радостно слушать: как будто репетировали, каждый говорит свое, не сговариваясь, получается стройное высказывание. Энергетика очень рабочая и прямо здорово. Надеюсь, ребята тоже это почувствовали.

Это было похоже на игру, волнения меньше. Благодаря атмосфере, где никто ни над кем не смеется при ошибках, все готовы доброжелательно помочь (я создавала эту атмосферу с сентября), нет страха говорить то, что придумали.

Получилось легко, с одной стороны, интересно, с другой и полезно, с третьей. Все прослушали все 4 пункта, у мозга каждого создается ощущение полноценного высказывания. А значит, в следующий раз можно сделать по парам: или через один пункт пусть каждый говорит, или два пункта один - два другой. И так, легко и ненавязчиво, можно будет перейти к индивидуальному выполнению этого трудоемкого задания. Но и дальше можно чередовать. Так как тренироваться всегда одинаково - скучно. А скука не способствует развитию.

Но самое главное, давно я хотела разыграть сюжет с письмом дяди Федора. Шалость удалась, однако)) И ребята у меня классные и умные. Две радости в одном занятии - до сих пор довольна))

 







Аренда на форуме